alfa-ad

ТАЙНА РУССКОЙ ИСТОРИИ глава 2 §37.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ РУССКО-БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ, СЛУЧАЙНО СОХРАНИВШИЕСЯ НА ФРЕСКАХ XVI ВЕКА В ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ СЛОБОДЫ.
Фрагмент росписи шатра Покровской церкви.
alfa-ad

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко

ТАЙНА РУССКОЙ ИСТОРИИ

Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород.
Древняя английская история – отражение византийской и ордынской.
Том 4 , книга 2

Глава 2.
РАЗНОЕ.

§37. УДИВИТЕЛЬНЫЕ РУССКО-БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ, СЛУЧАЙНО СОХРАНИВШИЕСЯ НА ФРЕСКАХ XVI ВЕКА В ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ СЛОБОДЫ.

Речь пойдет об удивительной росписи на шатре Покровской церкви. Шатер в его современном виде представлен на рис.2.152рис.2.153 и рис.2.154.

Покровская церковь XVI-XVII веков и Столовая Палата XVI века в дворцовых постройках царя Ивана IV в Александровской Слободе.
Рис.2.152. Покровская церковь XVI-XVII веков и Столовая Палата XVI века в дворцовых постройках царя Ивана IV в Александровской Слободе. Фотография сделана Т.Н.Фоменко.

Общий вид Покровской церкви.
Рис.2.153. Общий вид Покровской церкви. Взято из [1373], с.73.
Покровская церковь.
Рис.2.154. Покровская церковь. Взято из [11], с.21.

На рис.2.166 изображена выполненная современными историками реконструкция шатра XVI века.

Реконструкция шатра Покровской (первоначальной Троицкой) церкви Александровской Слободы XVI века.
Рис. 2.166. Реконструкция шатра Покровской (первоначальной Троицкой) церкви Александровской Слободы XVI века. Взято из [12], с.80, фото 2.

Для анализа росписи мы воспользуемся научным изданием [12], где есть статья В.Д.Сарабьянова “Программа росписи Покровского шатра Александровской слободы” и статья В.М.Сорокатого “О стиле росписи Покровской (первоначально Троицкой) церкви Александровской слободы”.

В.Д.Сарабьянов пишет: “Росписи Покровской (первоначально Троицкой) шатровой церкви Александровской слободы, созданные в эпоху Ивана Грозного, представляют огромный интерес не только принадлежностью к периоду, ОТ КОТОРОГО СОХРАНИЛОСЬ НА РЕДКОСТЬ МАЛО ПАМЯТНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, но и своей уникальной иконографической программой” [12], с.39. Более того, оказывается “это ЕДИНСТВЕННЫЙ известный в России сюжетно расписанный шатер XVI века” [11], с.21.

Сразу отметим, что эта удивительная роспись уцелела совершенно случайно, будучи закрыта позднейшими наслоениями. Поэтому она счастливым образом избежала внимания романовских редакторов XVII-XVIII веков. Обнаружили бы, скорее всего, уничтожили бы или фальсифицировали, в чем мы уже неоднократно убеждались. Роспись открыли лишь в XX веке, в 1925 году [12], с.55. Сохранилась она неважно. Историки отмечают “плохую сохранность и удаленность стенописи от зрителя… Тем не менее, РЕДКОСТЬ ПАМЯТНИКА и его значение для правильной оценки искусства XVI в. были несомненны” [12], с.54.

Историки датируют роспись примерно 1570 годом [12], с.55. Она довольно быстро разрушается. В.М.Сорокатый отмечает: “К счастью, имеется замечательный источник, фиксирующий памятник, пусть в немногих деталях и со значительными повреждениями, но в состоянии более близком к первоначальному, чем нынешнее. Это ФОТОСНИМКИ 1926 года, без которых была бы НЕМЫСЛИМА полная оценка” [12], с.55. Обращает на себя внимание какое-то пренебрежительное отношение историков к этой редчайшей росписи, случайно дошедшей до нас из далекого XVI века. В.Д.Сарабьянов отмечает: “Живопись Покровского шатра, обнаруженная в начале 20-х годов, К СОЖАЛЕНИЮ НЕ БЫЛА ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ЗАФИКСИРОВАНА, а МНОЖЕСТВО появившихся с тех пор утрат штукатурного основания и красочного слоя порой делают задачу расшифровки деталей изображений и идентификации представленных святых чрезвычайно сложной и даже невыполнимой” [12], с.41.

На рис.2.167 и рис.2.167a показан общий вид росписи в современном ее состоянии.

Общий вид росписи на шатре Покровской (Троицкой) церкви.
Рис. 2.167. Общий вид росписи на шатре Покровской (Троицкой) церкви. Современное состояние. Взято из [11], с.21. См. также [12], с.80, фото 4.
 Роспись на шатре Покровской церкви.
Рис. 2.167a. Роспись на шатре Покровской церкви. Фотография сделана Г.В.Носовским.

На рис.2.168 и рис.2.169 представлены некоторые фрагменты фресок.

Фрагмент росписи шатра Покровской церкви.
Рис. 2.168. Фрагмент росписи шатра Покровской церкви. Взято из [12], с.80, фото 7.
Фрагмент росписи шатра Покровской церкви
Рис.2.169. Фрагмент росписи шатра Покровской церкви. Взято из [1373], с.76-77. См. также [12], с.80, фото 8 и 9.

Общая идея росписи такова. В центре – бог Саваоф, затем архангелы, затем евангелисты, затем – библейские персонажи вместе с русскими князьями. Например, <<у св. Владимира справа читается “ВЕЛИКИЙ ВЛАДИМИР”; у св.Глеба с обеих сторон сохранилась надпись: “БЛГОВЕРНЫI КНЗЬ ГЛЕБЪ”>> [12], с.53.

Важно, что это не просто формальное объединение отдельных фигур, а вариант так называемого Древа Иесеева, то есть генеалогического дерева Иисуса Христа. В.Д.Сарабьянов подчеркивает: <<Эта декорация… представляет собой интерпретацию чрезвычайно распространенного в средневековом искусстве декоративно-символического мотива древа. В византийской живописи XIII-XIV вв. этот мотив использовался прежде всего в композиции “Древо Иесеево”, где в форме символического дерева изображалось и прославлялось родословие Иисуса Христа… Эта триумфальная композиция… послужила основой для возникновения одного локального сюжета, названного “Лозой Неманичей”, где в такой форме прославлялось родословие СЕРБСКОЙ ЦАРСТВУЮЩЕЙ ДИНАСТИИ и утверждалась идея божественного происхождения данной царской власти… Эта иконография, впервые появляющаяся в росписи Похвальского придела УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 1482 г. (эта дата, по-видимому, ошибочна – Авт.), получает широкое распространение именно во второй половине XVI века. Само же “Древо Иесеево” являлось одной из композиций, включенных Феофаном Греком в декорацию БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА 1405 г. (эта дата, по-видимому, ошибочна – Авт.), и было повторено при росписи собора в 1547-1551 гг., заняв ВСЕ СВОДЫ И ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ СТЕН ГАЛЕРЕИ… В контексте всей росписи, где ЗАМЕТНОЕ МЕСТО ОТВЕДЕНО ПРОСЛАВЛЕНИЮ РУССКОЙ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОЙ ДИНАСТИИ, “Древо Иесеево” несомненно являлось смысловой параллелью этой теме, призванной в более деликатной форме, по сравнению с “Лозой Неманичей”, провести ту же идею божественного происхождения власти первого русского царя, короновавшегося незадолго до создания этих росписей>> [12], с.46.

alfa-ad

Итак, роспись Покровского шатра изображает несколько поколений библейских персонажей и русских князей в их неразрывном единстве, в виде некоего дерева. Вместо Иисуса Христа в центре композиции здесь поставлен бог Саваоф [12], с.52. Из библейских персонажей присутствуют, в частности, Адам и Ева, вероятно Сиф, третий сын Адама, Авель, Ной, “безошибочно узнаваемый по его неизменному атрибуту – ковчегу, который он держит в руках” [12], с.42. Далее представлены Авраам, Исаак, Иаков и “двенадцать сыновей – патриархов ДВЕНАДЦАТИ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ. Все они облачены в КНЯЖЕСКИЕ ОДЕЖДЫ с богато декорированными оплечьями, поручами и подольниками” [12], с.42-43. На древе изображены также двенадцать библейских пророков, в частности, Моисей, вероятно Аарон, Исайя, Даниил, Самуил или Захария, цари Соломон и Давид. Некоторые фигуры росписи не удается отождествить с известными героями древности [12], с.42-43.

Наконец, “шестой регистр росписи… отведен под изображения новозаветных святых, среди которых преобладают мученики и РУССКИЕ КНЯЗЬЯ” [12], с.43. Изображены, в частности, св. Иаков Перский, св.Мина, русские князья Владимир, Борис и Глеб и т.д. Художники XVI века изображали “на дереве” БИБЛЕЙСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ И РУССКИХ КНЯЗЕЙ КАК СОВРЕМЕННИКОВ, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЭПОХИ. Говоря, например, о князе Владимире, историки пишут: “Его фигура, располагаясь на иерархически ГЛАВНОЙ… ГРАНИ, ОЧЕВИДНО СООТНОСИТСЯ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦАРЕЙ – пророка Давида и праотца Сифа… Идея богоизбранности Московского царства, осененного небесным покровительством, продемонстрирована здесь достаточно определенно: нисходящая с небес божественная благодать одинаково распределяется… И НА ЦАРЯ-ПАТРИАРХА, И НА ДАВИДА… И НА ПОСТАВЛЕННОГО С НИМИ В ОДИН РЯД КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА… КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, МИНУЯ ПОКОЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦАРЕЙ, СООТНЕСЕН НЕПОСРЕДСТВЕННО С ВЕТХОЗАВЕТНЫМИ ЦАРЯМИ-ПРАВЕДНИКАМИ” [12], с.49.

Таким образом, как отмечают историки, ВСЕМИРНАЯ ХРОНОЛОГИЯ, ИЗОБРАЖЕННАЯ НА РОСПИСИ ПОКРОВСКОГО ШАТРА, НАХОДИТСЯ В АБСОЛЮТНОМ ПРОТИВОРЕЧИИ СО СКАЛИГЕРОВСКОЙ. Персонажи, которые в современных учебниках считаются отделенными друг от друга ВЕКАМИ и даже ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ, изображались художниками XVI века либо как СОВРЕМЕННИКИ, либо как деятели ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. В то же время, хронология росписи Покровского шатра прекрасно согласуется с нашей реконструкцией. Согласно которой, ветхозаветные персонажи и московские князья XIV-XVI веков не только жили В ОДНУ И ТУ ЖЕ ЭПОХУ, но часто были одними и теми же людьми. То есть на страницах русских летописей они отразились как русские московские князья, а на страницах Ветхого Завета – как пророк Моисей, ассирийский царь Навуходоносор и т.д.

Аналогичная поразительная картина встает перед нами и со стен Благовещенского Собора в Московском Кремле. Здесь также <<на сводах галерей помещено так называемое “Древо Иесеево” – генеалогическое древо Христа>> [107], с.147. Историки справедливо отмечают, что при анализе фресок Покровского шатра “удобно сравнивать изучаемую роспись с ВАЖНЕЙШИМ ПАМЯТНИКОМ московского искусства середины XVI в. – фресками Благовещенского собора Московского Кремля” [12], с.60.

Прорисовку этой известной фрески Благовещенского Собора, выполненную в начале XX века, см. на рис.2.170.

Фрагмент росписи XVI века свода паперти Благовещенского собора Московского Кремля
Рис.2.170. Фрагмент росписи XVI века свода паперти Благовещенского собора Московского Кремля. Чертеж В.В.Суслова начала XX века. Взято из [107], с.148.

Здесь точно так же рядом с ветхозаветными персонажами изображены русские князья. Более того, в один хронологический ряд вместе с ними поставлены такие якобы “античные” деятели, как “РИМСКИЙ ПОЭТ ВЕРГИЛИЙ В ШЛЯПЕ С ПОЛЯМИ, ГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ АНАКСАГОР, ЗНАМЕНИТЫЙ СЛЕПЕЦ ГОМЕР… Очень интересно включение в роспись РУССКИХ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ: ДАНИИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА, ДМИТРИЯ ДОНСКОГО И ВАСИЛИЯ I. Это как бы генеалогическое древо МОСКОВСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ, вплетенное в ветви древа Христа… Династическая тема звучит здесь в мировом контексте” [107], с.148-149.

На рис.2.170a мы приводим западно-европейское “Древа Иессева (Иесеева)”.

"Древо Иессеево". Гертген тот Синт Янс. Якобы около 1480-1490 годов. Амстердам. Рийксмузеум.
Рис.2.170a. “Древо Иессеево”. Гертген тот Синт Янс. Якобы около 1480-1490 годов. Амстердам. Рийксмузеум. Интересно, что здесь, как отмечают комментаторы, “четырнадцать царей Израильских (от Авраама до Давида изображены в роскошных одеждах эпохи Возрождения”. Всё правильно. “Древние” Израильские цари – это отражение русско-ордынских царей-ханов XIII-XVI веков. Царь Давид, например, является частичным отражением князя Дмитрия Донского. См. наши книги “Реконструкция” и “Царский Рим…”. Взято из [988:3], с.251.

Здесь, как отмечают комментаторы, “четырнадцать царей Израильских (от Авраама до Давида изображены в роскошных одеждах эпохи Возрождения”. Как мы теперь понимаем, художник был абсолютно прав. “Древние” Израильские цари – это отражение русско-ордынских царей-ханов XIII-XVI веков. См. наши книги “Реконструкция” и “Царский Рим…”.

Сегодня нам предлагают расценивать все средневековые изображения такого рода как некую условность. Нас убеждают, будто средневековые художники путали эпохи, были невежественными в хронологии. Конечно, для современного историка, воспитанного на ошибочной скалигеровской хронологии, помещение в одну историческую эпоху Вергилия, Анаксагора, Гомера, Дмитрия Донского и других великих русских князей представляется нелепым. Однако наша реконструкция прекрасно объясняет средневековую хронологию, недвусмысленно представленную в росписи Благовещенского Собора. Поскольку все эти “античные” персонажи действительно жили в эпоху XIII-XVI веков. Это хорошо знали как средневековые авторы фресок Покровского шатра в Александровской Слободе, так и авторы более поздней росписи Благовещенского Собора Московского Кремля.

Более того, эти уцелевшие фрески XVI века доносят до нас совсем другую картину средневекового мира, чем та, к которой нас приучают учебники по скалигеровской истории. Фрески XVI века отражают безраздельное господство в тогдашнем мире “Монгольской” Империи.

В.Д.Сарабьянов так говорит о фресках Покровского шатра: <<Теократическая идея БОГОИЗБРАННОСТИ МОСКОВСКОГО ЦАРЯ преподносится здесь как нечто, уже не требующее доказательств, как безоговорочно ПРИНЯТАЯ ВСЕМИ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ АКСИОМА… Совершенно очевидно, что значительное место в росписи было отведено теме утверждения богоизбранности русского царя и самой России, которая осознавалась во всемирно-историческом процессе как последнее и единственное истинно христианское государство… Здесь нашел отражение весь комплекс идей, известный как ставшая в это время официальной доктриной теория “Москвы – третьего Рима”>> [12], с.49.

По нашему мнению, “теорией” эта доктрина стала лишь в трудах историков, притом начиная только с XVII-XVIII веков. А в XIV-XVI веках это была отнюдь не теория, а реальность. Великая, она же Ассирийская, то есть Русская, Империя распростерлась на огромных пространствах от Америки до Китая, через Евразию. Под властью ассирийского, то есть русского царя-хана. См. книгу “Библейская Русь”.

Библия в следующих ярких выражениях описывает его власть: <<Посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: “силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул”>> (Исайя 10:13-14).

Так что авторы фресок XVI века в Александровской Слободе и в Московском Кремле совершенно правильно отражали роль и место Москвы, то есть Третьего Рима, во всемирной истории XIV-XVI веков.

alfa-ad
ПОЖАЛУЙСТА!!! Заходите за покупками на ЯНДЕКС МАРКЕТ со страниц нашего журнала ПРОШЛОВЕД. Таким простым способом Вы поддерживаете нас. 
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
alfa-ad

Люблю читать, размышлять, действовать. Более подробно изложено на странице журнала : Главный Редактор интернет-журнала «ПРОШЛОВЕД».

ПРОШЛОВЕД.
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

alfa-ad
ТАЙНА РУССКОЙ ИСТОРИИ глава 2 §37.
Старая фотография Большого Благовестного колокола Саввино-Сторожевского монастыря в подмосковном городе Звенигороде.
ТАЙНА РУССКОЙ ИСТОРИИ глава 1§6.