- АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ.
- Книга 2 Египетские зодиаки. История средних веков на карте звездного неба. Китайская астрономия.
- Глава 4 НОВАЯ, БОЛЕЕ ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
- §1. СИМВОЛЫ СОЗВЕЗДИЙ.
- 1.1. ОВЕН.
- 1.2. ТЕЛЕЦ.
- 1.3. БЛИЗНЕЦЫ.
- 1.4. РАК.
- 1.5. ЛЕВ.
- 1.6. ДЕВА.
- 1.7. ВЕСЫ.
- 1.8. СКОРПИОН.
- 1.9. СТРЕЛЕЦ.
- 1.10. КОЗЕРОГ.
- 1.11. ВОДОЛЕЙ.
- Итак, “очень древняя” египетская символика оказывается насквозь проникнутой христианскими мотивами. По-видимому, это – забытая нами символика раннего христианства XII-XV веков.
- 1.12. РЫБЫ.
- §2. СИМВОЛЫ ДЕСЯТИГРАДИЙ И “РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ” ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
- 2.1. ДЕСЯТИГРАДИЯ НА ДЛИННОМ ДЕНДЕРСКОМ ЗОДИАКЕ.
- 2.2. ДЕЛЕНИЕ ЭКЛИПТИКИ НА 36 ЧАСТЕЙ И ТОЧНОСТЬ ЗАДАНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПЛАНЕТ НА ЗОДИАКАХ.
- §3. КАК ОТЛИЧИТЬ МУЖСКИЕ ФИГУРЫ ОТ ЖЕНСКИХ НА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКАХ.
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ.
Книга 2
Египетские зодиаки. История средних веков на карте звездного неба. Китайская астрономия.
Глава 4
НОВАЯ, БОЛЕЕ ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
§1. СИМВОЛЫ СОЗВЕЗДИЙ.
Созвездия на египетских зодиаках очень похожи на рисунки тех же созвездий в старинных европейских сочинениях по астрономии. Все зодиакальные созвездия в “древне”-египетском исполнении обычно распознаются без труда. Тем не менее, на египетских зодиаках есть некоторые особенности фигур созвездий, не встречающиеся на европейских рисунках. Эти особенности, обнаруженные А.Т.Фоменко и Г.В.Носовским, по-видимому, не были замечены ранее. Между тем, они важны для расшифровки зодиаков. Оказывается, созвездия на египетских зодиаках иногда объединялись с символами планет, образуя более сложный символ – “астрономический иероглиф”. Подробнее о них мы скажем ниже. Здесь же мы остановимся пока лишь на символах созвездий как таковых.
1.1. ОВЕН.
На рис.4.1 приведены рисунки созвездия Овна на египетских зодиаках. Для сравнения показан также Овен с европейской карты А.Дюрера, рис.4.2. Считается, что Дюрер нарисовал карту в 1515 году [90], с.8.
Хорошо видно, что все “древне”-египетские изображения Овна выполнены в том же духе, что и рисунок А.Дюрера. Хотя, по скалигеровской хронологии, их разделяет огромный промежуток времени – полторы тысячи лет. Как только мы исправляем хронологию, все становится на свои места. Оказывается, египетские зодиаки создавались не в глубокой древности, а в средние века.
Согласно нашим результатам, астрономия в Египте и Европе развивалась одновременно при взаимодействии различных частей Великой = “Монгольской” Империи. И лишь после распада Империи связь Египта и Европы надолго прервалась. Изоляция Египта от Европы продолжалась около 200 лет и была нарушена лишь с приходом туда войск Наполеона на рубеже XVIII и XIX веков.
1.2. ТЕЛЕЦ.
За Овном на эклиптике располагается Телец. На рис.4.3 приведены изображения Тельца на египетских зодиаках и на звездной карте А.Дюрера. Во всех случаях египетские рисунки не оставляют сомнения, что это – именно Телец, рис.4.3.
У всех египетских Тельцов одинаковые по форме рога, рис.4.3, в виде полумесяца. А вот рога Овна заметно отличаются от рогов Тельца. У Овна они волнистые, рис.4.1. На египетских зодиаках рога у различных фигур изображались часто. Скорее всего, форма рогов имела определенный смысл. Встречаются рога трех видов: 1) волнистые или витые, как у Овна, 2) в форме полумесяца, как у Тельца, 3) в форме ухвата, со слегка изогнутыми наружу кончиками.
Обычно египетские художники рисовали рога у Сатурна и Юпитера. Как правило, Сатурн изображался с рогами в виде полумесяца, как у Тельца. Юпитер же – с волнистыми рогами, как у Овна.
1.3. БЛИЗНЕЦЫ.
Следующее созвездие – Близнецы. Изображения Близнецов на египетских зодиаках и на карте А.Дюрера см. на рис.4.4. На рис.4.5 приведена фотография Близнецов на Длинном Дендерском зодиаке.
Дюрер изобразил Близнецов двумя обнаженными детскими фигурами, обнявшими друг друга, рис.4.4. Очень похоже они показаны и на зодиаках Петосириса, рис.4.4(P1, P2). На них руки детских фигурок скрещены. Они как бы обнимают друг друга, как и на рисунке Дюрера. На остальных зодиаках, кроме зодиака Бругша, Близнецы изображены в виде мужской и женской пары. Либо подают друг другу руки, либо держат их в одинаковом положении – скрещенными на груди.
Сделаем полезное замечание об отличии мужских фигур от женских. На египетских зодиаках они отличаются величиной шага. У женских фигур шаг всегда намного меньше, чем у мужских. Это позволяет уверенно различать их даже тогда, когда изображения условны или плохо сохранились. Пол тех или иных фигур бывает очень важен при расшифровке гороскопа.
Обратите внимание, что на обоих Эснских зодиаках к паре, изображающей Близнецов, добавлена мужская фигура, держащая двумя руками палку. Палка не является планетным посохом. У посохов планетных фигур на египетских зодиаках есть характерные навершия, а у этой палки – нет. Впереди фигуры с палкой бежит маленький ягненок, рис.4.4. Мы условно присоединяем эту фигуру к знаку Близнецов, хотя не исключено, что это – еще один символ летнего солнцестояния, о которых уже шла речь выше.
Объясним, почему на многих египетских зодиаках одна из фигур Близнецов мужская, а другая – женская. Довольно часто, – в трех из девяти случаев на рис.4.4, – на голове женщины-Близнеца находится круг (иногда со змеей), а на голове мужчины-Близнеца мы видим перо. Забегая вперед, поясним, что это – частный гороскоп летнего солнцестояния, объединенный с Близнецами. В Близнецах изображено Солнце и две ближайшие к Солнцу планеты – Венера и Меркурий. Дополнительные символы Солнца, Венеры и Меркурия объединены с Близнецами в “астрономический иероглиф”. Сами Близнецы здесь – это пара взявшихся за руки фигур. Перо на голове одной из фигур, как будет показано ниже, обозначает Меркурия. Фигура “Близнеца с пером” – всегда мужская. Это соответствует мужскому полу Меркурия. Женская фигура второго Близнеца означает женщину Венеру. На Длинном Дендерском зодиаке символика Венеры в Близнецах усилена: она изображена с головой львицы. Ниже будет показано, что голова львицы – один из признаков Венеры на египетских зодиаках. И, наконец, Солнце – диск на голове Венеры (в Близнецах).
Перед нами – частный гороскоп летнего солнцестояния в Близнецах. В данном случае он включает только Венеру и Меркурия. Остальные планеты, случайно оказавшиеся около Солнца в день летнего солнцестояния, могли изображаться особо, но в “астрономический иероглиф” Близнецов не включались.
Итак, запомним, что пара “мужчина-женщина, с пером на голове мужчины и с кругом на голове женщины” означает СОЗВЕЗДИЕ БЛИЗНЕЦОВ. Это нам поможет в дальнейшем, при расшифровке зодиака “Малой” Эсны – одного из самых сложных зодиаков.
Теперь о знаке Близнецов на зодиаке Бругша. На нем Близнецы изображены парой мужских фигур, подающих друг другу руки, рис.4.4. Та же самая идея, что и на рисунке Дюрера. Разница лишь в том, что здесь обе фигуры в одеждах, а не обнаженные, как у Дюрера. Но на зодиаке Бругша вообще нет обнаженных фигур. Даже Нут здесь одета в сарафан, рис.1.2. В этом смысле зодиак Бругша стоит особняком среди египетских зодиаков, где обнаженные фигуры обычно присутствуют. Возможно, зодиак Бругша – намного более поздний, чем все остальные зодиаки. Датировка зодиака Бругша показывает, что он нарисован в XIX веке, см. ниже. Похоже, что в XIX веке на погребальных зодиаках обнаженных фигур уже не изображали. Дюрер же рисовал своих Близнецов намного раньше, в XVI-XVII веках. Кстати, скалигеровская датировка времени жизни Дюрера, возможно, ошибочна и он жил на сто лет позднее – не в XVI, а в XVII веке, см. “Империя”, гл.14:3.
1.4. РАК.
Изображения Рака на различных зодиаках см. на рис.4.6. Там же приведен и рисунок Дюрера. Дюрер изобразил Рака гораздо реалистичнее, чем египтяне. На египетских рисунках Рак больше похож на жука или краба. Вместо клешней ему пририсовывали человеческие руки или что-то вроде этого, рис.4.6.
Кстати, на Дендерских зодиаках знак Рака почему-то вынесен из ряда остальных созвездий.
Например, на Круглом зодиаке все зодиакальные созвездия расположены в ряд по кругу и только Рак находится сбоку, ближе к середине рисунка, рис.4.7, рис.4.8. Может показаться, что египетский художник просто не рассчитал и ему не хватило места для Рака в ряду зодиакальных созвездий. Однако это не так. И на Длинном зодиаке Рака тоже вынесен из общего ряда. Здесь это сделано еще откровеннее, чем на Круглом Дендерском, рис.4.9.
Причина такого странного расположения Рака на Дендерских зодиаках нам неизвестна. На других известных нам египетских зодиаках знак Рака ничем особенным не выделен.
1.5. ЛЕВ.
Лев на египетских зодиаках и на звездном атласе А.Дюрера представлен на рис.4.10. Лев хорошо узнается на всех без исключения египетских зодиаках. В египетских изображениях Льва есть две особенности, которые надо иметь в виду.
Во-первых, часто египтяне изображали женскую фигуру как часть Льва. Обычно женщина едет на хвосте у Льва или держится за его хвост, рис.4.10. Эта женская фигура изображалась, как правило, со стороны соседней со Львом Девы, и поэтому иногда ее можно принять за фигуру Девы. Однако на большинстве зодиаков это – не Дева. Созвездие Девы изображено на них отдельно, в виде женщины с колосом в руках, см. ниже. Лишь на верхнем Атрибском зодиаке женщина, держащая Льва за хвост, является Девой. При этом хвост Льва изображает одновременно и колос в ее руке, рис.4.10, рис.4.11 (клетка AV). Тем не менее, и на других зодиаках женская фигура на хвосте Льва, по-видимому, все же имеет прямое отношение к Деве.
Дело в том, что на египетских рисунках Лев и Дева расположены в естественном положении. Они стоят на эклиптике, как на земле. Поэтому Лев занимает по эклиптике гораздо больше места, чем Дева. Лев стоит на четырех ногах, его тело вытянуто вдоль эклиптики. Дева же стоит на двух ногах и занимает мало места.
Однако если мы обратимся к реальному звездному небу, то увидим, что здесь картина обратная. На небе Дева занимает по эклиптике гораздо больше места, чем Лев. Дева является даже самым длинным из всех эклиптикальных созвездий. Это видно, например, из рис.3.14, согласно которому Солнце находится в Деве целых 45 дней. А во Льве Солнце находится 38 дней, рис.3.14. Это – больше, чем в среднем по созвездиям, но не так много, как в Деве.
Поэтому А.Дюрер и изобразил Деву ЛЕЖАЩЕЙ на эклиптике, а не стоящей. Египетские же художники нашли другой выход из затруднительного положения. Деву они рисовали стоящей, то есть – в естественном положении. Зато оставшуюся часть места Девы они занимали фигурой Льва, заполняющей много места по горизонтали. Но при этом они помещали на хвост Льва дополнительную женскую фигуру. Как бы подчеркивая, что часть Льва с этой стороны – это уже не Лев, а Дева.
Вторая особенность Льва на египетских зодиаках видна из рис.4.10. Почти на всех египетских рисунках Лев либо стоит лапами на изогнутой змее, либо под ним нарисовано что-то вроде крокодила. Как будет объяснено ниже, стояние фигуры на каком-нибудь предмете означало, что фигура как бы “вынесена” со своего места. То есть с того, где она должна была бы находиться, если бы под ее ногами ничего не было.
Этот прием часто использовался в зодиаках. Он позволял, например, изображать астрономические события, не относящиеся к основной дате зодиака, то есть – как бы “вынесенные по времени”. С его помощью они могли смещать тот или иной символ, если на его “родном” месте было слишком тесно. Чаще всего в качестве таких “выносящих” подставок под ноги фигур использовались ладьи или змеи.
И здесь использован тот же прием. Змея под ногами Льва означает, его “вынесение” со своего места. То есть занятие им места, принадлежащего соседней Деве. Или же, наоборот, – “вынесли” двойника Девы ко Льву, чтобы показать, что эта часть Льва залезает на место Девы.
Кроме того, в Деве находится точка осеннего равноденствия. Следовательно, рядом с ней может быть частный гороскоп, рис.3.20. Частные гороскопы часто сопровождались “выносящими” подставками. Поэтому змея под ногами Льва могла также означать и присутствие рядом точки осеннего равноденствия с частным гороскопом.
Кстати, сама точка осеннего равноденствия, хотя и находится в Деве, но из-за ее “узости” могла считаться “накрытой” Львом. Тем более, что на хвосте у Льва обычно пририсовывалась вторая Дева. Поэтому “Лев с Девой” мог обслуживать и созвездие Льва и часть Девы. И действительно, на рис.4.11 (EM) мы видим, что на зодиаке Малого храма Эсны табличка осеннего равноденствия, – перевитая в косичку змея в рамке, – нарисована именно над Львом. Здесь Лев снабжен “дополнительной” Девой, держащей его за хвост.
Морозов ошибочно пытался объяснить змею под ногами Льва на Дендерских зодиаках как созвездие Гидры [544], т.6, с.658. Он основывался на том, что Гидра расположена под Львом. Но тогда змею на зодиаках рисовали бы и под ногами Девы и под Раком. Ведь Гидра расположена также и под этими созвездиями. Но ничего такого на зодиаках нет. Но главное, что змея рисовалась египтянами и под ногами фигур, очень далеких от Гидры.
1.6. ДЕВА.
Изображения Девы на зодиаках и на карте А.Дюрера см. на рис.4.11. Как правило, это – женская фигура с колосом в руках. Исключением является зодиак P1. На нем Дева изображена без колоса. Вместо него она держит весы, являющиеся здесь символом соседнего с Девой созвездия Весов.
На верхнем Атрибском зодиаке в качестве колоса служит хвост Льва, который Дева держит в руке, рис.4.11(AV). Такая же идея воплощена и на рисунке А.Дюрера, где Дева касается рукой кисточки на хвосте Льва. Как бы слегка придерживая его, рис.4.12. В кисточке изображена звезда, рис.4.11. Это – Спика или, как ее еще называли, “Колос Девы”.
Итак, колос в руке Девы это – самая яркая звезда (первой величины) этого созвездия – Спика. Она знаменита в старинной астрономии. Ее называли: “Колос Девы”. См., например, средневековые европейские издания Альмагеста [704], с.244, 579. А также другие европейские астрономические сочинения. Это название было хорошо известно также и “древне”-египетским астрономам, раз они так откровенно изображали его на зодиаках, рис.4.11. Мы снова сталкиваемся с очень тесным переплетением “древней” египетской и поздне-средневековой европейской символики. Совпадение доходит до самых мелких деталей.
1.7. ВЕСЫ.
Египетские изображения Весов и рисунок А.Дюрера см. на рис.4.13. Все они представляют собой легко узнаваемые двучашечные весы-коромысло. Круг с человеком или птицей внутри не является частью Весов, как полагал Морозов. Круг обозначает Луну в Весах. Об этом мы уже упоминали и еще будем говорить.
Посмотрим на Весы на зодиаке Большого храма Эсны. Здесь Весы изображены не просто в виде весов, как на остальных зодиаках, а в виде женщины с весами в руке, рис.4.13(EB). Эта женская фигура на зодиаке EB, как мы убедимся ниже, также не является частью Весов. Не относится она и к соседнему созвездию Девы. Иначе бы ее изобразили со стороны Девы, а она показана со стороны Скорпиона. Сама Дева на этом зодиаке нарисована в другом месте, рис.4.11. Ниже мы покажем, что женская фигура, держащая весы, обозначает на зодиаке EB планету Венеру в частном гороскопе зимнего солнцестояния.
А вот на зодиаке P2 очень похожий рисунок – женщина с весами в руке – имеет уже другой смысл. Она является знаком созвездия Девы. А весы в ее руке – уже знак соседнего созвездия Весов, рис.4.13(P2), рис.4.11(P2).
1.8. СКОРПИОН.
Египетские изображения Скорпиона и дюреровский рисунок см. на рис.4.14. Скорпион на всех зодиаках всегда легко узнается по удлиненному телу и загнутому заостренному хвосту.
В некоторых клетках рис.4.14 мы видим, что рядом со знаком Скорпиона есть еще какие-то символы. Забегая вперед, скажем о них. Например, на зодиаке OU слева от Скорпиона нарисован полумесяц и два иероглифа, рис.4.14(OU). Это – знак того, что Луна находилась в Скорпионе в день, дата которого зашифрована в зодиаке. Еще пример. На зодиаке EB рядом со Скорпионом нарисован крокодил над змеей, тело которой изогнуто в виде лодки, рис.4.14(EB). Лодка, то есть знак вынесения, говорит, что здесь, скорее всего, находится какой-то символ частного гороскопа. Вероятно, планета. Причем ясно, что это может быть лишь гороскоп зимнего солнцестояния. Поскольку с этой стороны от Скорпиона как раз и находится точка зимнего солнцестояния, расположенная в соседнем со Скорпионом Стрельце. Как мы убедимся при датировке зодиака EB, здесь изображен Меркурий в Скорпионе в день зимнего солнцестояния 1394 года н.э. Подробности см. в главе 6.
1.9. СТРЕЛЕЦ.
Египетские изображения Стрельца и рисунок Дюрера см. на рис.4.15. Во всех случаях Стрелец изображен в виде кентавра, стреляющего из лука в направлении Скорпиона. На египетских рисунках конь кентавра чаще всего изображался с крыльями, рис.4.15. У Дюрера вместо крыльев нарисован развевающийся плащ. Впрочем, похожий на крылья, рис. 4.15.
В Стрельце последние две тысячи лет находится точка зимнего солнцестояния. Поэтому следует ожидать, что Стрелец на египетских зодиаках будет снабжен символикой, связанной с частным гороскопом зимнего солнцестояния.
Во-первых, заметим, что Стрелец почти всегда изображен двуликим. При этом одно из его лиц человеческое, другое львиное (морда львицы). См. рис.4.15 в клетках зодиаков DL, EB и AV. По всей вероятности, это означает Меркурия (человеческое лицо) и Венеру (лицо львицы), находящихся в Стрельце (или рядом) в день зимнего солнцестояния. О том, что Венера на египетских рисунках часто имеет лицо львицы, мы скажем позже. Кроме того, сама двуликость может обозначать Меркурия, а также и Венеру. Напомним, что Венера и особенно Меркурий считались двуликими или двойными планетами, поскольку они – внутренние планеты, находящиеся к Солнцу ближе, чем Земля. Поэтому для земного наблюдателя Венера и Меркурий все время сопровождают Солнце в его пути по небу. Они как бы “выглядывают” из-за Солнца попеременно то с той, то с другой стороны. Таким образом, при взгляде с Земли каждая из них предстает попеременно в двух видах: как утренняя звезда на рассвете и как вечерняя звезда на закате.
Следовательно, двуликость Стрельца, скорее всего, изображает именно Венеру и Меркурия в частном гороскопе зимнего солнцестояния. Как и в случае Близнецов, мы имеем дело с “астрономическим иероглифом”. В него должен входить и символ Солнца. Поскольку этот частный гороскоп связан именно с присутствием тут Солнца. И действительно, на большинстве египетских зодиаков мы видим на голове Стрельца высокую шапку с кружком наверху, рис.4.15. А на Круглом Дендерском зодиаке прямо в середину шапки вставлен даже еще один кружок, рис.4.15(DR). Он и является, скорее всего, символом Солнца в точке зимнего солнцестояния в Стрельце. Вспомним, что в Близнецах, то есть в точке летнего солнцестояния, Солнце также изображалось кружком на голове одного из Близнецов. На Длинном Дендерском зодиаке Солнце показано в Стрельце еще одним способом – в виде птицы, сидящей на крыле коня Стрельца, рис.4.15(DL).
Во-вторых, в Стрельце ярко присутствует символ вынесения – лодочка под ногами Стрельца. Ее мы видим почти на всех египетских зодиаках, рис.4.15. Эта лодка подчеркивает, что здесь находится частный гороскоп. То есть – планеты, “вынесенные” со своего места в основном гороскопе. Имеются в виду Венера и Меркурий, объединенные со Стрельцом. На Атрибских зодиаках в лодочке дополнительно нарисована звезда. По видимому, это – Венера, которая гораздо ярче Меркурия.
1.10. КОЗЕРОГ.
Египетские изображения Козерога и рисунок Дюрера см. на рис.4.16. Это созвездие изображалось всегда в виде животного с туловищем рыбы, объединенным с передней частью туловища козла. На всех египетских зодиаках Козерог изображен практически одинаково, как и на рисунке Дюрера.
На зодиаке EB (Большой храм Эсны) к Козерогу добавлен человек, рис.4.16(EB). Он стоит на спине Козерога и держит в руках два маленьких предмета, рис.4.17. Выше мы уже обсуждали этот символ – прямой шест с двумя склоненными шестами по бокам. Указывает точку летнего солнцестояния в Близнецах. И действительно, он присутствует на том же зодиаке EB в Близнецах, но уже не маленького, а большого размера, рис.3.10. Почему символ летнего солнцестояния появляется в Козероге, то есть – почти на противоположной стороне неба от Близнецов? По-видимому, египетский художник указал, что Солнце, пройдя зимнее солнцестояние в Стрельце и переходя в Козерога, начинает постепенно “готовиться” к летнему солнцестоянию в Близнецах. То есть, знак летнего солнцестояния как бы “зарождается” в Козероге. Поэтому он изображен тут крошечным. Потом, когда Солнце дойдет до созвездия Близнецов, этот “зародыш” летнего солнцестояния дорастет до своего настоящего размера.
1.11. ВОДОЛЕЙ.
Египетские изображения Водолея, а также рисунок Дюрера см. на рис.4.18. Водолей представлен как мужчина, который в обеих руках держит по кувшину с водой и льет воду. На зодиаке DR даже нарисовано – кого именно поливает Водолей. Это – рыба, рис.4.18(DR). Но рыба являлась одним из распространенных символов Христа [936]. Получается, что Водолей льет воду на Христа. Но тогда Водолей – знак Иоанна Крестителя?
Эта догадка ярко подтверждается египетскими зодиаками. На зодиаках DR,DL и EM Водолей сопровождается символами усекновения главы. Так, на Круглом Дендерском зодиаке DR рядом с Водолеем показано безголовое животное. На Длинном Дендерском зодиаке DL перед Водолеем идет безголовый мужчина. Там же изображен человек, держащий в одной руке нож, а другой схвативший за уши какое-то животное, рис.4.18(DL). Явно собираясь отрезать ему голову. Почти такая же сцена изображена и на зодиаке DR над головой Водолея, рис.4.18(DR). Отличие лишь в том, что здесь в руке мужчины нет ножа. Но, возможно, он просто утрачен, так как в остальном обе сцены совпадают в точности и расположены в одном и том же месте Зодиака – в Водолее.
На зодиаке EM из Малого храма Эсны, рядом с Водолеем нарисовано девять стоящих на коленях обезглавленных человеческих фигур. Причем они окружены каймой из ножей. Это – явный намек на усекновение главы.
Но ведь именно с Иоанном Крестителем связан евангельский рассказ о том, как Саломея плясала перед Иродом и в награду попросила голову Иоанна Крестителя. Иоанну отсекли голову и принесли ее на блюде Саломее. Этому событию посвящен христианский Памятный День “Усекновения главы Иоанна Крестителя”, отмечаемый 29 августа по старому стилю. В память о нем в этот день в Православной церкви установлен однодневный пост.
Итак, “очень древняя” египетская символика оказывается насквозь проникнутой христианскими мотивами. По-видимому, это – забытая нами символика раннего христианства XII-XV веков.
На рисунке Дюрера Водолей в одной руке держит кувшин с водой, а в другой – свернутое вдвое полотенце, рис.4.18. Возможно, что конец полотенца свисает с плеча Водолея и на некоторых египетских зодиаках, рис.4.18(DR,AV). Как и должно быть, если Водолей – это Иоанн Креститель. Ведь, после обряда, крёщеного вытирают полотенцем. Кстати, и на других египетских рисунках можно увидеть мужчин, на плечах которых повязан кусок ткани, свисающий с плеча таким же образом, рис.4.19.
В египетских храмах часто встречаются фигуры, очень похожие на Водолея. Например, с таким же головным убором в виде трех стеблей или перьев, торчащих вверх, по бокам от которых – два сломленных стебелька, рис.4.18(DL,EM,AV,BR). В такой же, как у Водолея, набедренной повязке и т.п. Примеры таких “древне”-египетских изображений см. на рис.4.20, рис.4.21 и рис.4.22.
На всех перечисленных рисунках видно, что у Водолея что-то свисает под плечом. Иногда это напоминает женскую грудь, хотя сама фигура – мужская и в некоторых случаях даже имеет бороду. К тому же, на египетских зодиаках у женских фигур грудь обычно изображается немного по-другому, см. выше. Поэтому не исключено, что это – деталь одежды. Ясно, что необычная складка тела (или одежды) на египетских рисунках связывалась с Водолеем.
Вспомним, что Иоанн Креститель, согласно Евангелиям, одевался в “одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный” (Матфей 3:4). Возможно, речь идет об одежде из звериных шкур, например, верблюжьих. Именно в такой одежде (мехом наружу) Иоанн Креститель изображен на многих иконах и картинах. Приведем любопытное “древне”-египетское изображение, рис.4.23. Это – цветная фреска из так называемой “гробницы Сеннедьена в долине ремесленников”, близ Луксора. Мы видим человека в звериной шкуре мехом наружу. В его руке – сосуд, как и у Водолея на зодиаках. Он поливает водой сановника, сидящего перед ним вместе с женой. Внизу – две детских фигурки. Вся сцена очень напоминает крещение семьи: мужа, жены и детей. Возможно, что крестит их здесь Иоанн Креститель, одетый в шкуру. Согласно Евангелиям, Иоанн Креститель крестил многих (Лука 3:7-16), а не только Христа.
Обратим внимание, как свисает конец шкуры с плеча человека с кувшином (Иоанна Крестителя?), рис.4.23. Очень похоже на предмет, свисающий с плеча Водолея на некоторых зодиаках, особенно на Круглом Дендерском, рис.4.18 (DR), рис.4.19.
Как мы увидим ниже, отождествление Водолея с Иоанном Крестителем соответствует датировкам египетских зодиаков. Все они изготовлены гораздо позже, чем принято считать, – уже в эпоху христианства. Скорее всего, “древний” Египет был христианской страной. См. наши книги “Расцвет Царства“, часть 2, и “Западный миф“.
1.12. РЫБЫ.
Египетские изображения Рыб и дюреровский рисунок см. на рис.4.24. Во всех случаях это созвездие изображается в виде пары рыб. Часто они соединены ниткой или лентой. Узнать созвездие Рыб на египетских зодиаках не представляет труда.
Однако на некоторых зодиаках вообще нет созвездий или же их очень мало. Обычно это зодиаки из Луксора, так называемые “Фивские” [499], с.3. На них зодиакальный пояс может быть просто разбит на отрезки, в которых расположены астрономические символы. Таков, например, зодиак из гробницы Рамзеса VI в Долине царей близ Луксора, рис.4.25. При расшифровке такого зодиака приходится выяснять – какие именно отрезки входят в то или иное созвездие. Обычно это усложняет расшифровку.
К зодиакам “Фивского” типа относится также зодиак, приведенный ранее на рис.1.1. Точное его местоположение нам выяснить не удалось. Здесь вместо созвездий мы видим ряд вертикальных черточек, разбивающих зодиакальный пояс на 36 частей, рис.4.26. То есть каждое созвездие разбито на три части. Зодиакальные созвездия тут вообще не изображены, поэтому о том, какие именно участки рисунка относятся к тому или иному зодиакальному созвездию, можно лишь догадываться. Такая неоднозначность сильно осложняет датировку подобных зодиаков.
Еще один пример. Обратимся к уже знакомому нам “Фивскому цветному” зодиаку OU, рис.1.2. Это – тоже зодиак “Фивского” типа. На нем изображены лишь те созвездия, где оказались какие-либо планеты в тот день, дата которого зашифрована в зодиаке.
Фигуры всех таких созвездий собраны в средней части одной из половин зодиака OU, рис.4.27. Мы видим здесь только Льва, Скорпиона и Тельца.
§2. СИМВОЛЫ ДЕСЯТИГРАДИЙ И “РАЗРЕШАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ” ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ.
2.1. ДЕСЯТИГРАДИЯ НА ДЛИННОМ ДЕНДЕРСКОМ ЗОДИАКЕ.
Итак, на зодиаках “Фивского типа” эклиптика размечена не с помощью зодиакальных созвездий, а разбита на 36 частей, рис.4.26. Получается, что на каждое созвездие приходится по 3 отрезка.
Эта мысль хорошо подтверждается на Длинном Дендерском зодиаке. Как заметил еще Н.А.Морозов, на нем каждая из зодиакальных фигур, – Овен, Телец, Рыбы и так далее, – сопровождается двумя дополнительными символами – девушками со звездами над головой. Все они изображены практически одинаково, рис.4.28. Всего их на Длинном Дендерском зодиаке 24. Вместе с 12-ю фигурами зодиакальных созвездий они образуют 36 фигур. Таким образом, вместе со знаками созвездий девушки задают разметку зодиака на 36 частей. Поясним, что зодиак свернут в кольцо, поэтому 36 разделительных символов разбивают его именно на 36 частей.
Н.А.Морозов писал: “Около каждого из них (созвездий – Авт.) идут две девицы… вместе с 12 фигурами Зодиака они изображают опять 36 с половиной десятидневий” [544], т.6, с.675. Здесь имеются в виду 36 с половиной десятидневий года из 365 дней. Разбиение зодиака на 36 частей можно понимать как разбиение года на отрезки примерно по 10 дней – “десятидневия”. Солнце проходит по Зодиаку ровно за год (разница в полдня между “звездным годом” и годом в 365 суток здесь несущественна). На эклиптике десятидневиям соответствуют “десятиградиям – дуги по 10 градусов в среднем.
Когда Н.А.Морозов попытался разобраться – какие именно девушки относятся к тем или иным зодиакальным созвездиям на Длинном зодиаке, – он совершил несколько ошибок [544], т.6, с.679.
Поэтому заново разберемся в этом вопросе. Действительно ли девушки на Длинном Дендерском зодиаке дополняют 12 созвездий до числа 36? Во-первых, девушек должно быть 24. Во-вторых, они должны располагаться так, чтобы вместе с созвездиями образовывать 12 троек. В каждой тройке должно быть по две девушки и по одному созвездию. Разные тройки не должны перемешиваться между собой.
Оказывается, это действительно так. Причем разбить девушек и созвездия на 12 троек можно одним и только одним способом. См. на рис.4.28 номера, подписанные под полосами Длинного зодиака. Номера поставлены в так: 1,2,3 в тройке одного созвездия, затем снова 1,2,3 в тройке другого и так далее. Всего 12 троек. Номера под фигурами созвездий, обведены. В каждой тройке номеров, относящихся к одному созвездию, есть ровно один обведенный номер. Два других необведенных номера стоят под двумя девушками-десятиградиями.
Нумерация на рис.4.28 зависит от выбранного нами направления. Оно указано стрелкой под Львом: навстречу общему шествию фигур. При противоположном направлении все единицы и тройки поменяются местами. С учетом этого нумерация десятиградий на рис.4.28, – ОДНОЗНАЧНА. Чуть ниже мы докажем это.
Теперь полностью проясняется вопрос о девушке с посохом, который она поставила на спину Козерога, рис.4.28. А также и о расположенной за ней через руки богини Нут, уже в другой полосе зодиака, девушке в полупрозрачном платье, которую Морозов называет нагой, следуя ошибочному рисунку из “Уранографии” Боде. Морозов считал, что первая из девушек – с посохом – является десятиградием, а вторая, без посоха, – нет. Теперь мы можем точно сказать, что это – ошибка Н.А.Морозова.
Отчасти ошибка объясняется тем, что в “Уранографии”, которой пользовался Н.А.Морозов, почему-то не нарисован посох у первой девушки, рис.2.4. Хотя на прорисовке в [1100] он виден очень хорошо. Такой посох всегда является признаком планет и не изображался у других фигур на зодиаках. Ни одна из девушек-десятиградий на Длинном зодиаке планетного посоха не имеет.
Напротив, вторая девушка, которую Н.А.Морозов ошибочно исключил из числа десятиградий, в общем-то ничем не отличается от других девушек-десятиградий. Единственное отличие, судя по [1100], – это что ее платье нарисовано полупрозрачным. В то время как у других девушек-десятиградий платья темные. Но полупрозрачность платья не мешает служить десятиградием.
Здесь Н.А.Морозова опять подвел некачественный рисунок из “Уранографии”, рис.2.4. На нем девушка изображена почему-то вовсе без платья, нагой. После чего она действительно стала мало походить на остальных девушек-десятиградий Длинного зодиака.
Чтобы доказать ошибку Н.А.Морозова, предположим, что он прав, и включим в число десятиградий девушку с посохом, исключив оттуда девушку в полупрозрачном платье. Оказывается, что при этом НЕ УДАСТСЯ найти ни одного удовлетворительного разбиения десятиградий на тройки. Всегда будет получаться так, что в какой-то тройке вообще не будет символов созвездий, а в другой, наоборот – их окажется сразу два. Достаточно перебрать все варианты с помощью рис.4.28.
Единственным вариантом размещения десятиградий на Длинном зодиаке и разбиения их на тройки по созвездиям является изображенный на рис.4.28.
Докажем это. Между Рыбами и Водолеем нарисована ровно одна девушка-десятиградие, рис.4.28. Поэтому у нас есть только два выбора: либо считать ее первым десятиградием Рыб, либо – последним десятиградием Водолея. Каждый из двух вариантов либо однозначно продолжится до нумерации десятиградий по всему зодиаку, либо приводит к противоречию. В самом деле, зная номер девушки-десятиградия – скажем, первый в Рыбах, – и идя последовательно от нее в обе стороны по зодиаку, мы сможем приписать определенные номера всем остальным десятиградиям. Легко проверить, что правильное расположение номеров получится только в одном случае – если считать ее десятиградием Рыб, а не Водолея, рис.4.28.
При этом ПРИДЕТСЯ девушку в полупрозрачном платье, о которой шла речь выше, отнести к десятиградиям, а девушку с посохом возле Козерога – нет. Иначе правильной нумерации не получится ни в одном варианте. Проверьте все это самостоятельно, пользуясь рис.4.28.
2.2. ДЕЛЕНИЕ ЭКЛИПТИКИ НА 36 ЧАСТЕЙ И ТОЧНОСТЬ ЗАДАНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ПЛАНЕТ НА ЗОДИАКАХ.
Наличие десятиградий на Длинном зодиаке может породить надежду, что положения планет на нем заданы гораздо точнее, чем обычно. Так было бы, если бы планеты внутри созвездия располагались между его десятиградиями. Это повысило бы точность положений планет в три раза.
Но надежда не оправдывается. Египетский художник, изобразивший Длинный зодиак, расположил все планеты, кроме Солнца и Луны, строго в промежутках между тройками десятиградий. Ни одна из других планет основного гороскопа не попала внутрь какой-либо тройки. Что позволило бы надеяться уточнить ее положение в данном созвездии. Но такого на Длинном зодиаке нет. Проследим на рис.4.28 – где находятся фигуры с посохами, изображающие планеты. Внутри троек оказываются только те из них, которые либо стоят в лодках, либо, как девушка возле Козерога, уткнули посох в какой-нибудь другой символ. Как мы увидим ниже, все такие фигуры относятся не к основному, а к частным гороскопам. И их положение внутри троек действительно соответствует их местам в созвездиях.
Важный для нас вывод таков: разбиение зодиакального пояса на 36 частей является тем же самым разбиением на зодиакальные созвездия, но только каждое созвездие изображается тройкой отрезков.
Поясним, что возможна и другая ситуация: эклиптика равномерно разбита на 36 равных частей, не обращая внимания на зодиакальные созвездия, которые не равны в точности между собой по направлению эклиптики. Поэтому границы равномерного разбиения зодиака были бы сдвинуты относительно границ созвездий. Возникла бы проблема определения начальной точки такого равномерного разбиения (коль скоро она не привязана к границе никакого созвездия). Это сильно осложнило бы расшифровку таких зодиаков.
Но, судя по Длинному Дендерскому зодиаку, разбиение эклиптики на 36 отрезков в зодиаках “Фивского типа”, рис.1.1, скорее всего, проводилось по тому же правилу, что и на “обычных” египетских зодиаках. Иными словами, “Фивское деление эклиптики” является просто другой формой разбиения зодиакального пояса на зодиакальные созвездия.
§3. КАК ОТЛИЧИТЬ МУЖСКИЕ ФИГУРЫ ОТ ЖЕНСКИХ НА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКАХ.
Обратимся к рис.3.7, где собраны различные египетские астрономические символы. Из него вытекает полезное наблюдение, полностью подтверждающееся на всех известных нам египетских зодиаках. Оно касается различия мужских и женских фигур. Этот вопрос важен. Качество и сохранность изображений на зодиаках не всегда безупречны. Иногда возникают сомнения: мужская фигура или женская? А от ответа на вопрос может существенно зависеть расшифровка зодиака в целом.
Из рис.3.7, видно, что мужские и женские фигуры резко отличаются друг от друга по ширине шага. Шаг у мужских фигур намного больше, чем у женских. Этот закон египетской символики строго выдерживается на всех без исключения зодиаках. Мы будем часто этим пользоваться.
Этот прием не действует лишь в том случае, когда фигура изображена в положении “ноги вместе, вид сбоку”. Тогда обе ноги сливаются в одну, рис.3.7. Такие фигуры встречаются, но их мало. К счастью, они, как правило, не изображают планет. Поэтому их пол не так уж важен для расшифровки египетских зодиаков.