Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
ИМПЕРИЯ
Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи.
Том 5, книга 1
Часть 3.
СКИФИЯ И ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ.
КОЛОНИЗАЦИЯ РУСЬЮ-ОРДОЙ ЕВРОПЫ, АФРИКИ И АЗИИ В XIV ВЕКЕ.
Глава 10.
СЛАВЯНЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ, ПО КНИГЕ ВОЛАНСКОГО И КЛАССЕНА.
§5. КОЛЛЕКЦИЯ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ В ЕВРОПЕ, СОБРАННАЯ Ф.ВОЛАНСКИМ.
Вот краткая биография Ф.Воланского [144:1]. Тадеуш (Фаддей) Воланский (польск. Tadeusz Wolanski; 17 октября 1785 — 16 февраля 1865) — польский археолог и коллекционер, филолог, один из авторов гипотезы о славянском происхождении этрусков и некоторых других древних цивилизаций, рис.10.1.

Родился в Шавлях, (на Жмуди), в семье Яна Воланского, надворного советника короля Станислава Августа. В качестве офицера наполеоновской армии Тадеуш Воланский участвовал в кампании 1812 года и стал кавалером ордена Почетного Легиона. Изучал и собирал славянские и скандинавские руны, кельтские монеты, этрусские саркофаги, древние памятники Северной Африки. Результаты изложены в его работах на польском и немецком языках, см., например, рис.10.2.

Коллекционировал монеты, медали, старинные надписи. Также Ф.Воланский известен огромной библиотекой, судьба книг из которой (как и его коллекции) в настоящее время неизвестна. Умер в селении Рыньск, ныне Куявско-Поморское воеводство. Был женат.
Книги Воланского в 1853 году были внесены в папский «Индекс запрещенных книг» и приговорены к сожжению. Знаменитый «Индекс» — это список книг, запрещенных католической церковью. Считается, что реестр впервые появился в 1559 году по приказу папы Павла IV и просуществовал до 1996 года. За это время вышло 32 издания этого списка. Вот что говорит канон 1398 в «Каноническом кодексе» 1917 года: «Запрещение книги означает, что без особого на то разрешения ее нельзя издавать, читать, хранить, продавать, переводить на другой язык, ни каким-либо другим образом сообщать ее содержание другим… Любой, читающий запрещенную книгу, совершает серьезный грех, даже если он прочтет только один абзац».
Вот что сообщает А.С.Иванченко, изучавший рукопись воспоминаний Егора Классена в Русском музее Сан-Франциско. <<Когда труд Ф.Воланского в 1847 году вышел в свет в Варшаве, католический примас Польши, входившей в состав Российской империи, обратился в святейший Синод России с просьбой испросить разрешение у императора Николая I применить к Воланскому аутодафе на костре из его книг. Тот, однако… затребовал, тем не менее, сначала книгу Воланского и вызвал из Москвы для ее экспертизы Классена… Потом император приказал «взять потребное количество оной книги под крепкое хранение, остальные же, дабы не наносить вред духовенству, сжечь, к Воланскому же прикомандировать воинскую команду для содействия ему в его экспедициях по собиранию тех накаменных надписей и впредь и охранения его персоны от возможных злоключений»…
Классену же велел опубликовать в своем сочинении такие таблицы из книги Воланского, которые бы не вызвали недовольство… что Классен и сделал со всей предусмотрительностью>> [144:1], с.6.
Таким образом, император Николай I не только спас Ф.Воланского, но и постарался помочь в его научных исследованиях.
На рис.10.3 — рис.10.24 приведены некоторые уникальные материалы, собранные и изученные Ф.Воланским. Подпись к рисункам: «Старинные славянские изображения и надписи, найденные в Европе».



















Эти интересные монеты, изображения, скульптуры, надписи обнаружены в Западной и Восточной Европе и, как показывает Ф.Воланский, являются следами широкого славянского присутствия в старинной Европе и Северной Африке. Многие из древних надписей были прочтены Ф.Воланским на основе славянского языка [144:1]. Мы не приводим здесь его расшифровок, отсылая читателя к оригинальной работе Воланского.





Обращаем внимание на содержание понятия «аутодафе» (acto de fe, «акт веры») — в средневековой Католической церкви это была официальная церемония, включавшая религиозное действо и исполнение приговоров, в том числе смертных (сожжение на костре).
Исторический пример: в середине XIX века польская католическая инквизиция выдвинула требование о сожжении Тадеуша Воланского и его трудов. Предотвратить эту расправу удалось благодаря вмешательству России.
Данный случай демонстрирует: инквизиторские методы сохраняют потенциальную угрозу вне зависимости от эпохи. Россия придерживается принципиальной позиции — не допускать возрождения подобных практик в любой точке мира.

Литература:

[144:1] Воланский Тадеуш. «Письма о славянских древностях». Собрание первое: 145 изображений на XII медных гравюрах. Гнезно. Типография Эрнста Гюнтера. 1846 г. Собрание второе: табл. XIII-XXII. с 88 изображениями. Типография Эрнста Гюнтера. 1847 г. Переиздание (в переводе с немецкого): «Потаенное», «АПИ», Санкт-Петербург, 2010.