Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. ОСНОВАНИЕ РИМА. глава 1.§13

Глава 1.
НОВЫЕ ОТРАЖЕНИЯ ХРИСТА И ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ИСТОРИИ РУСИ И «АНТИЧНОГО» РИМА.

 

§13. ОСАДА И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА КРЕСТОНОСЦАМИ В 1204 ГОДУ ОТРАЖЕНЫ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ КАК ВЗЯТИЕ ИСКОРОСТЕНЯ ОЛЬГОЙ, А У ГОМЕРА — КАК ВЗЯТИЕ ТРОИ ГРЕКАМИ.

 

  • 13.1. РАССКАЗ РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ.

Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к взятию Ольгой древлянской столицы Искоростеня и окончательному покорению Древлян. Согласно романовской версии, это происходит якобы в конце X века. На самом деле, речь идет о начале XIII века. Точнее, о 1203-1204 годах, когда крестоносцы-ордынцы осадили и взяли Царь-Град (Ерос). Воспользуемся описанием Татищева. В целом он достаточно точно следует летописям.

<<Поход 2 на древлян. Святослава храбрость. Древляне побеждены. Коростень в осаде. Голуби и воробьи дань. Хитрость Ольги. Искоростень запален (отметки В.Н.Татищева на полях рукописи — Авт.)…

Ольга с сыном Святославом, собрав войско довольное (то есть достаточное по количеству — Авт.) и храброе, пошла на Деревлянскую землю. Древляне же, собрався, вышли противо ея и соступившемся обоим полкам Святослав, хотя тогда млад был, но как вождь и мститель смерти отца своего сам начал битву и, БРОСЯ КОПИЕМ В ДРЕВЛЯНЫ, ПРОБИЛ КОНЯ СКВОЗЬ. Тогда Свеналд и Асмунд, воеводы главные его, реша: «Князь уже начал биться, поступим и мы братия по нем». И сразяся мужественно, по некоем сопротивлении победили деревлян. Древляне же побежали и затворилися во градех своих, а Ольга с сыном своим устремилися на Коростень град, зане те убили мужа ея, и стала с войском около града, а к другим градом послала воевод. Но древляне града Искоростеня, ведая вину свою… крепко билися ово из-за стен, ово изходя из града.

Ольга же, стоя все лето, не могла взять града приступом и умыслила тако, послала во град сказать им: «Долго ли хотите сидеть? Все грады ваша предалися мне, обещався дань платить… а вы, не хотя дани нам давать, гладом помереть хотите»… Она же рече им: «Когда ныне у вас нет ни меда, ни скоры… дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, которым я буду довольна»… Собрав от двора по три голубя и по три воробья, вскоре послали к Ольге с покорением… Ольга повелела раздать войску своему каждому по голубю, другим по воробью и повелела КОЖДОМУ ГОЛУБЮ И ВОРОБЬЮ СЕРУ ГОРЮЧЮЮ И ТРУТ ПРИВЕЗАТЬ. И как смерклось, велела, зажегши оное, всех пустить. Воробьи же и голуби влетали в гнезда свои в голубиницы и под застрехи, через что ЗАГОРЕЛОСЯ СТРОЕНИЕ; и не было двора, которой бы не горел, для которого (из-за чего — Авт.) гражданом НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ГАСИТЬ, ПОНЕЖЕ ВСЕ ВКУПЕ ЗАПАЛИЛИСЬ. Сие видевши, они побежали из града, а Ольга велела войску своему ловить их. И взяв град, СОЗЖГЛА ВЕСЬ; старейшин же града, изымав, и протчих людей неколико казнила, других раздала в работу войску своему, а подлость (простой люд — Авт.) оставила платить дань, две доли к Киеву великому князю, а третия ко Вышеграду ей самой, понеже Вышеград был Ольгин>> [832] т.2, с.46. См. также [832:1] т.2, с.31-32.

 

  • 13.2. ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, ПРОБИТЫЙ КОПЬЕМ.

Решающая битва Ольги с Древлянами начинается с того, что ЮНЫЙ СВЯТОСЛАВ БРОСАЕТ КОПЬЕ И ПРОБИВАЕТ НЕКОЕГО КОНЯ. Воодушевленные воины поражают Древлян и через некоторое время Искоростень пал. В истории «античной» Троянской войны падение Трои тоже связано с конем. А именно, со знаменитым Троянским. В которого, как и в русских летописях, БЫЛО БРОШЕНО КОПЬЕ. Приведем пересказ отрывка из «Энеиды» Вергилия, сделанный И.А.Куном.

«Вдруг в изумлении остановились троянцы: они увидели деревянного коня. Смотрели троянцы на него и терялись в догадках… Начался спор. Тут перед спорящими появился жрец бога Аполлона Лаокоон. Он горячо стал убеждать своих сограждан уничтожить коня… ОН СХВАТИЛ ГРОМАДНОЕ КОПЬЕ И БРОСИЛ ИМ В КОНЯ. СОДРОГНУЛСЯ КОНЬ ОТ УДАРА и глухо зазвучало внутри его оружие. Но помрачили боги разум троянцев, они не слышали звона оружия и решили везти коня в город» [453:1], с.405.

Из-за этого Троя пала. На рис.1.160 приведена старинная гравюра из ватиканского «Вергилия», изображающая, как Троянского коня «вводят» в город. Обратите внимание, что головы некоторых «античных» троянцев окружены нимбами, как у христианских святых.

Рис.1.160. Троянского коня ввозят в Трою. Из ватиканского «Вергилия». Взято из [524:1], с.647, илл.723. См. также [453:1], с.406.

 

Итак, в русской летописи мы, по-видимому, наткнулись на след Троянского коня: это — конь, пораженный копьем юного Святослава. С чего, собственно, и началась битва.

По поводу имени ЛАОКООН заметим следующее. Может быть, в нем звучит словосочетание АЛА-КАН, то есть АЛА ХАН, Божественный ХАН. Имя СВЯТОСЛАВ же означает СВЯТАЯ СЛАВА. По сути, то же самое.

 

  • 13.3. ВЗЯТИЕ ТРОИ «ПРИ ПОМОЩИ КОНЯ» И ВЗЯТИЕ ЦАРЬ-ГРАДА КРЕСТОНОСЦАМИ В 1204 ГОДУ. В ОБРАЗЕ ТРОЯНСКОГО КОНЯ СЛИЛИСЬ КАК ЦАРЬ-ГРАДСКИЙ АКВЕДУК, ТАК И ОСАДНАЯ БАШНЯ НА КОЛЕСАХ.

Обратимся теперь к истории Крестовых Походов и посмотрим — нет ли в нем упоминания о Троянском коне или о чем-нибудь подобном при взятии Царь-Града в 1204 году? Оказывается, след Троянского коня присутствует, хотя и довольно смутно.

Никита Хониат описывает решающий приступ и взятие Царь-Града в 1204 году следующим образом. «Но так как царю всех городов суждено уже было подпасть под иго рабство и бог определил укротить и обуздать нас, ибо все мы… ЗАБЫЛИСЬ КАК РЬЯНЫЕ И НЕУКРОТИМЫЕ КОНИ, то вот два человека… бросаются на ближайшую башню городской стены и приводят в трепет защищавший ее отряд римлян! Потрясая над головой руками… они увлекли потом вслед за собой других…

Почти одновременно с ними ВТОРГСЯ В БАШНЮ ЧЕРЕЗ БЫВШИЕ В НЕЙ ВОРОТА ОДИН ВСАДНИК, ПО ИМЕНИ ПЕТР, КОТОРЫЙ, ПО-ВИДИМОМУ, ОДИН В СОСТОЯНИИ БЫЛ ОБРАТИТЬ В БЕГСТВО ЦЕЛЫЕ ФАЛАНГИ: ЭТО БЫЛ ВЕЛИКАН, СВОИМ ГРОМАДНЫМ РОСТОМ НАПОМИНАВШИЙ ДЕВЯТИСАЖЕННЫХ ГИГАНТОВ, ТАК ЧТО КАСКА, КОТОРУЮ ОН НОСИЛ НА СВОЕЙ ГОЛОВЕ, КАЗАЛАСЬ УКРЕПЛЕННОЙ БАШНЕЙ… Будучи не в силах взглянуть на высокое чело одного этого рыцаря, ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ НАРУЖНОСТИ И НЕОБЫКНОВЕННОЙ ВЕЛИЧИНЫ, благородные люди, составлявшие царскую свиту, а за ними и все войско почли лучшим средством спасения обычное бегство… В робости оставив неприятелю укрепленные позиции… РИМСКИЕ ВОЙСКА ТЫСЯЧАМИ БЕЖАЛИ ОТ ОДНОГО, быв задерживаемы в своем бегстве чрез золотые и земляные ворота города новопостроенной вокруг них прочной оградой, ОНИ ПРОЛОМИЛИ ЕЕ, бросились далее и рассеялись в разные стороны… Между тем неприятели, НЕ ВСТРЕЧАЯ НИКАКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ, рассыпались по всему городу» [933:2], с.248-249.

Рассказ Хониата неплохо ложится на мифы о взятии Трои с помощью Троянского коня. В самом деле.

# Троя была взята благодаря тому, что троянцы, разобрав часть городской стены, втащили в город огромного деревянного коня, в котором сидели воины. То есть «втащили» некую передвижную осадную башню на колесах. Которая, естественно, была сделана из дерева, рис.1.161рис.1.161a.

Рис.1.161. Средневековая осадная башня на колесах. Фрагмент «ассирийского» барельефа из дворца Сеннахериба. Башню катят слева внизу по наклонной насыпи к стене города. В башне сидят воины. Взято из [192:1], с.17. См. также [264], т.1, с.103.

Рис.1.161a. Осадные башни и тараны на колесах, придвигавшиеся к стенам осажденного города. Реконструкция по старинным рисункам. Взято из [264], кн.1, вклейка между стр.192-193.

Троянская хроника говорит: «РАЗОБРАЛИ ОНИ ЧАСТЬ ГОРОДСКОЙ СТЕНЫ, так как громадного коня нельзя было провезти через ворота, и с ликованием, пением и музыкой потащили коня канатами в город. Четыре раза останавливался конь, УДАРЯЯСЬ О СТЕНУ, когда тащили его через пролом, и грозно гремело в нем от толчков оружие греков, но не слышали этого троянцы» [453:1], с.407.

Таким образом, и византийские хронисты, и «античные» авторы, сообщают нам по сути дела одно и то же. Защитники города сами разобрали стену, или сломали ее. В город с трудом въехало некое огромное сооружение в виде коня или непомерных размеров «воин на коне», похожий на осадную башню. Город был взят совсем небольшим отрядом. Все остальное осаждавшее войско лишь присоединилось к разгрому.

# Тема коня в связи со взятием Царь-Града звучит у Хониата и там, где он говорит, что, дескать, падение столицы было наказанием за то, что жители «забылись как рьяные и неукротимые кони», см. выше. Выражение достаточно странное, поскольку обычно конь не выступает в качестве отрицательного образа. Конь всегда рассматривался как животное, приносящее только пользу. Сравнение погрязшего в грехах человека с конем, пусть даже «неукротимым конем», звучит достаточно дико. Но мы уже неоднократно убеждались, что «История» Хониата содержит много искаженных фрагментов. Смысл которых мы начинаем осознавать только сейчас. И здесь мы, по-видимому, тоже наталкиваемся на след Троянского коня, как на причину падения Царь-Града (Ероса) в 1204 году.

В книге [ХРОН2], гл.3:15, высказана мысль, что основой легенды о Троянском коне был акведук, входивший в Царь-Град сквозь его стены. Как сообщают средневековые авторы, по желобу акведука, закрытому сверху, в город тайно проник небольшой отряд осаждающих. Источники подчеркивают, что воины, находившиеся внутри «коня», проникли в город скрытно, незаметно для осажденных, рис.1.162. Оказывается, царь-градский акведук и обстоятельства падения столицы очень хорошо соответствуют «античным» описаниям Троянского коня.

Рис.1.162. Греки спускаются с Троянского коня. «Античная» резьба по камню. Взято из [524:1], с.648, илл.724.

 

Однако не исключено, что в позднейшем литературном образе Троянского коня отразилась также высокая деревянная осадная башня. Которую на колесах подталкивали к стенам осажденного города. Недаром Троянского коня часто изображали на старинных рисунках СТОЯЩИМ НА КОЛЕСАХ, рис.1.163рис.1.164рис.1.165.

Рис.1.163. Воины толкают вперед Троянского коня, стоящего на колесах. Миниатюра из книги: Benoi^t de Sainte-Maure. «Le Roman de la guerre de Troi». Якобы вторая половина XIV века. Взято из [1485], илл.328.

Рис.1.164. Фрагмент. Деревянный Троянский конь на колесах. Взято из [1485], илл.328.

Рис.1.165. Троянский конь на колесах. Рельефное изображение на амфоре. Якобы около 670 года до н.э. Микенос, музей. Взято из [192:1], с.15. См. также [533], т.2, с.529.

Воины толкали его вперед, и «конь» двигался к стенам осажденного города. Возможно, именно тогда подобного рода осадное сооружение было применено впервые и дало свой вклад в куст легенд о Троянском коне. Деревянном, потому что передвижная башня, ясное дело, делалась из дерева. А конь, — потому что она двигалась. На рис.1.166рис.1.166a и рис.1.167 приведены старинные ассирийские барельефы, изображающие осаду города.

Рис.1.166. Старинный ассирийский барельеф. Осада города при помощи башни на колесах (с тараном или с пушкой). Британский музей, Лондон. Лувр, Париж. Копия в музее им.А.С.Пушкина, Москва. Фотография мая 2013 года.

Рис.1.166a. Прорисовка ассирийского барельефа с изображением осады города. Взято из [304:1], т.1, с.67.

Рис.1.167. Прорисовка старинного ассирийского барельефа. Ассирийцы штурмуют город. К стенам подкатывают деревянную башню на колесах. Взято из [59:1], с.17.

К городским стенам приближается осадная башня, поставленная на колеса. Впереди нее — таран или пушка. Здесь, как мы теперь понимаем, показана какая-то война эпохи XIV-XVI веков. Поэты XVI-XVIII веков вполне могли описать подобную осадную башню как «огромного деревянного коня». Такие сооружения могли напоминать «идущее животное».

Кстати, по ходу дела приведем фотографию «древнейшей» стелы ассирийского царя Шамши-Адада V (Shamshi-Adad V) якобы 824-811 годов до н.э., рис.1.168.

Рис.1.168. Каменная стела ассирийского царя Шамши-Адада V якобы IX века до н.э. На груди якобы «языческого» царя мы видим христианский крест. Взято из [1365:1], с.45.

На груди ассирийца мы видим широкий христианский нательный крест, рис.1.169.

Рис.1.169. Христианский нательный крест на груди «древнейшего» ассирийского царя Шамши-Адада V якобы IX века до н.э. Взято из [1365:1], с.45.

Ничего удивительного нет. Согласно нашим исследованиям, под именем «древней Ассирии» в Библии описана средневековая христианская Русь-Орда XIV-XVI веков [ХРОН6], гл.6.

Мысль, что образ «Троянского коня» в значительной мере отражает средневековую осадную башню, фактически звучит в следующем фрагменте «Энеиды» Вергилия. Троянский жрец Лаокоонт, предчувствуя беду и пытаясь не допустить деревянного коня в Трою, обращается к троянцам, в частности, со словами: «Враги ВОЗВЕЛИ ГРОМАДУ ЭТУ, ЧТОБ НАШИМ СТЕНАМ ГРОЗИТЬ, дома наблюдать и в город проникнуть» [125:0], (2:45), с.143. Комментаторы справедливо отмечают по данному поводу: «Лаокоонт принимает коня за своеобразную ОСАДНУЮ БАШНЮ; такие башни римляне строили из дерева, ставили на колеса и во время приступа пододвигали вплотную к городским стенам» [125:0], с.412. Вергилий говорит далее: «Под ноги, шею вокруг (Троянскому коню — Авт.) обвивают пеньковым канатом, тянут. Конь роковой тяжело подвигается к стенам» [125:0], с.148.

Кстати, по одним свидетельствам, «Троянский конь» был обшит «распиленной елью», по другим — был сделан «из бревен кленовых», по третьим — изготовлен из дуба и сосны [125:0], (2:15), с.142; (2:113), с.145; (2:185), с.146; (2:258), с.148.

Мысль о том, что «Троянский конь» — это осадная башня, либо какой-то потайной ход, уже высказывалась некоторыми комментаторами. Например, писали, что «это (Троянский конь — Авт.) была СТЕНОБИТНАЯ МАШИНА греков в форме коня (Павсаний I.23.10); Антенор ПРОВЕЛ ГРЕКОВ В ТРОЮ ЧЕРЕЗ ХОД, на двери которого была нарисована лошадь… Можно вполне допустить, что при нападении на Трою была использована БАШНЯ НА КОЛЕСАХ, обитая мокрыми конскими шкурами для защиты от стрел» [196:1], с.350-351.

Однако все подобные здравые соображения не получили должного развития, поскольку они высказывались уже в эпоху XVI-XVII веков. Когда правильные в принципе мысли тут же наталкивались на создаваемую в это время скалигеровскую хронологию, ошибочно отделяющую средневековую эпоху акведуков и передвижных осадных башен от «древнейшего классического мира». В результате, на все попытки прочтения «античных» фантазий с точки зрения здравого смысла фактически наложили негласный запрет.

На рис.1.170 приведено изображение средневековой осадной башни из «Харперской энциклопедии военной истории» [264]. Башня называлась «Аспид-дракон». Однако ее рисунок сделан уже поздним художником «по мотивам» средневековой истории. Может быть, рисунок выполнен даже в XIX или XX веке — в издании [264] нет точной ссылки.

Рис.1.170. <<Осадная башня «Аспид-дракон»>> [264], т.2, с.160.

Осадная башня представлена здесь в виде фантастического чудища, стоящего на задних лапах, извергающего пушечный дым и огонь из своей пасти. Сооружение неторопливо перекатывается на колесах по направлению к стенам города. По бокам башни — огромные крылья. Из «живота» выглядывает не то еще одна пушка, не то стенобитный таран. Перед ним — осадная лестница, по которой воины могут взбираться на стену города. Однако вряд ли по полям средневековых сражений разгуливали столь экзотические башни-драконы с крылышками. Скорее всего, комментатор дал волю своей фантазии и решил изобразить реальную осадную башню «покрасивее». Ведь настоящие средневековые башни выглядели куда прозаичнее — деревянное скрипучее сооружение прямоугольной формы, то есть в виде большого вертикального ящика, рис.1.161, рис.1.171 и рис.1.172. Художники, крайне редко появлявшиеся на полях боев, стремились приукрасить действительность. Изобразить не скучноватую реальность, а нечто более завлекательное.

Рис.1.161. Средневековая осадная башня на колесах. Фрагмент «ассирийского» барельефа из дворца Сеннахериба. Башню катят слева внизу по наклонной насыпи к стене города. В башне сидят воины. Взято из [192:1], с.17. См. также [264], т.1, с.103.

Рис.1.171. «Религиозная процессия и штурм Святого города» [830:1], с.136. Считается, что здесь изображен штурм Иерусалима войсками крестоносцев в 1099 или 1191 году. Однако, как мы теперь понимаем, миниатюра посвящена штурму Царь-Града = евангельского Иерусалима = Трои около 1191 или 1204 года, то есть вскоре после распятия Христа в 1185 году. Взято из [192:1], с.79.

Рис.1.172. Фрагмент. Деревянная осадная башня на колесах, приблизившаяся к стенам Иерусалима. Воины выходят из нее наверху и бросаются на штурм города. Взято из [192:1], с.79. См. также [830:1], с.136.

Можно было бы отнестись к такой картинке как к курьезу. Однако мы недаром привели этот явно приукрашенный рисунок. В самом деле, давайте вдумаемся. Ведь если поздний военный художник (рисунок, кстати, включен в Харперовскую военную энциклопедию — достаточно серьезное издание) счел возможным так безудержно фантазировать, то, скорее всего, столь же умозрительные описания и рисунки бытовали и на страницах «античных» летописей XVI-XVII веков. Осадная башня, впервые изобретенная, вероятно, в эпоху XIII-XIV веков, появившись на полях сражений, естественно, произвела на войска большое впечатление.

После победы царь-хан отдал приказ придворным историкам и поэтам: воспеть! Те сразу же искренне вдохновились и наперебой схватились за перья. Однако сами на полях сражений они, скорее всего, не бывали. Ведь там стреляют, могут убить. Так что новейшее военное изобретение — осадную башню — писатели своими глазами могли вообще не видеть. Расспросили уставших и израненных воинов, прибывших к царскому двору за наградами. Те, как могли, скупо описали. Кое-как поняв суть дела, придворные литераторы восторженно разукрасили деревянное сооружение собственными выдумками. Дабы еще более поразить воображение впечатлительных дам и фрейлин, превратили башню в огромного Троянского коня, рис.1.173.

Рис.1.173. «Строительство Троянского коня». Джованни Доменико Тьеполо. Около 1760 года. Уже забыв суть дела, художники вместо акведука или осадной башни вдохновенно изображали сказку. Взято из [40:1], с.464, илл.466.

Впрочем, от реальности кое-что (даже многое) осталось. «Конь» — искусственное деревянное сооружение гигантских размеров. Внутри него находится много воинов. Ездит на колесах. Солдаты толкают его к стенам осажденной Трои. Но в целом все-таки получилась сказочная «красивость», рис.1.174.

Рис.1.174. Картина Джованни Доменико Тьеполо «Перенос Троянского коня в Трою», около 1760 года. Реальный захват Трои=Иерусалима через жерло высохшего акведука или с помощью осадной башни превратился под перьями позднейших авторов, например, Гомера, в сказочного деревянного коня. Художник XVIII века, не понимая подлинного сюжета, уверенно изображает восторженных троянцев, с натугой втаскивающих «коня-башню» на колесах в Трою. См. [ХРОН2], гл.3:15. Взято из [40:1], с.464, илл.467.

Дамы ахали, некоторые падали в обморок. В общем, царь-хан остался доволен. Поэты и историки испытали заслуженную гордость за свое полезное и общественно-значимое творчество. Были награждены, вместе с хмурыми запыленными воинами. А по страницам «античной» истории с тех пор пошел гулять впечатляющий образ деревянного Троянского коня на колесах, рис.1.175. Впрочем, иногда без колес.

Рис.1.175. Вещая Кассандра пытается не допустить Троянского коня в город. Однако троянцы не послушались ее. Конь изображен на деревянной платформе, передвигаемой на четырех колесах. Видны лишь два передних колеса. Старинная настенная роспись из Помпей. Фреска сильно попорчена, поэтому колеса у платформы Троянского коня видны не очень хорошо. Но на цветной фотографии они вполне различимы. Взято из [674:1], с.332.

 

  • 13.4. ДЛИТЕЛЬНАЯ ОСАДА ЦАРЬ-ГРАДА = ТРОИ = ИСКОРОСТЕНЯ.

Во всех трех версиях — русской летописной, «античной» греческой и средневековой византийской — подчеркивается длительность осады столицы. Осаждавшее войско долго не может взять город. Осада длилась около года в русской и византийской версиях и несколько лет в «античном» варианте. Во всех трех случаях подчеркивается мощь крепостных стен города. Взять было сложно. Пришлось применить хитрость.

 

  • 13.5. СТРАШНЫЙ ПОЖАР В ЦАРЬ-ГРАДЕ = ТРОЕ = ИСКОРОСТЕНЕ.

Ольга, чтобы взять ИСКОРОСТЕНЬ (КОРЫСТНЫЙ город?), поджигает его. «И взяв град, СОЖГЛИ ВЕСЬ», см. выше. Летопись подчеркивает, что Искоростень сожгли полностью.

Взятие Трои также сопровождалось страшным пожаром. «ДОЛГО ПЫЛАЛА ТРОЯ. Клубы дыма поднимались высоко к небу. ДАЛЕКО БЫЛ ВИДЕН ПОЖАР ТРОИ. По облакам дыма и громадному зареву ночью узнали окрестные народы, что пала Троя, которая долго была самым могущественным городом в Азии» [453:1], с.409-410. См. рис.1.176рис.1.177 и рис.1.177a. О пожаре многословно пишет Гомер: «Буря сожжет и главы и доспехи троян ненавистных, страшный пожар разносящая» [180:0], с.498-499.

Рис.1.176. Разрушение и страшный пожар Трои. На правой миниатюре показан дележ богатств Трои победителями. Миниатюры из Русского Лицевого Свода. ГИМ. Взято из [490:4], Всемирная история, книга 2, с.282-283, лист М-932 оборот и лист М-933.

Рис.1.177. «Пожар Трои». Стефано делла Белла. Около 1634 года. Уффици. Взято из [194], с.401, илл.532.

Рис.1.177a. «Пожар Трои». Справа вдали стоит Троянский Конь. Иоганн Георг Траутман (J.G.Trautmann, 1713-1763). Взято из Интернета.

Обратимся теперь к византийским хроникам. Взятию Царь-Града в 1204 году предшествовал страшный пожар. Никита Хониат рассказывает о нем на четырех страницах. «Зрелище было невиданное и превосходило всякое описание. Много бывало прежде пожаров в городе, невыразимо ужасных и огромных, но все они в сравнении с настоящим были небольшими вспышками» [933:2], с.230. Пожар длился несколько дней и выжег бо’льшую часть города. Жоффруа де Виллардуэн пишет, что «пожар продолжался ВОСЕМЬ ДНЕЙ так, что никто не мог его потушить» [136], с.52. Хониат сообщает о двух днях пожара:

«Разлившись невообразимо и поедая все, пламя свирепствовало всю эту ночь, весь следующий день и весь заступивший его вечер… Часто разбрасываясь и раскидываясь в разные стороны, пламя опять соединялось вместе и опять представляло собой как бы одно нераздельное течение огненной реки… Ничто не выдерживало силы жара. К общему изумлению, клубы огня, ОТОРВАВШИСЬ ОТ ВСЕПОЖИРАЮЩЕЙ И НЕСОКРУШИМОЙ СРЕДЫ ПЛАМЕНИ, ПРОНОСИЛИСЬ ПО ВОЗДУХУ И ЗАЖИГАЛИ ОТДАЛЕННЕЙШИЕ ЗДАНИЯ, ПЕРЕЛЕТАЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ПОДОБНО БРОШЕННЫМ МАШИНОЙ КАМНЯМ ИЛИ СВЕТИЛАМ, БЫСТРО НЕСУЩИМСЯ ПО ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ» [933:2], с.230.

Здесь сразу же напрашивается сравнение с пожаром Искоростеня, который разносили «птицы с привязанным огнем», см. выше. Описание русской летописи, конечно, фантастическое. Вряд ли птица способна лететь, если к ней привязана подожженная сера. Скорее, речь шла о зажигательных снарядах. Которые действительно применялись при осаде городов. О чем сообщает, например, Робер де Клари: «Начали яростно атаковать, стрелять из луков, метать камни и ЗАБРАСЫВАТЬ НА БАШНИ ГРЕЧЕСКИЙ ОГОНЬ» [729], с.53.

Робер де Клари не связывает пожар в городе с греческим огнем (то есть с огнестрельными орудиями, как мы показали в [ХРОН6], гл.4). Но возможно он ошибается, или, может быть, пожар приписали летящим зажигательным снарядам позднейшие летописцы. А еще позже огненные снаряды превратили в поэтических птиц: голубей и воробьев. На рис.1.178 показана аркбаллиста эпохи Крестовых Походов.

Рис.1.178. Аркбаллиста эпохи Крестовых Походов. Такое оружие применялось, в частности, при осаде Царь-Града. Взято из [459:1], с.436.

Баллиста, наподобие огромного тяжелого арбалета, помещена на передвижном лафете. На похожие лафеты устанавливали и пушки, то есть «ГРЕЧЕСКИЙ огонь» (ХРИСТИАНСКИЙ огонь). По-видимому, некоторое время аркбаллисты применялись на полях средневековых сражений одновременно с огнестрельными орудиями. Потом аркбаллисты постепенно ушли в прошлое.

 

  • 13.6. РАЗДРОБЛЕННАЯ СТАТУЯ АФИНЫ.

Никита Хониат, рассказывая о пленении Царь-Града в 1204 году, сообщает следующую интересную подробность. Еще до взятия города, когда он был окружен врагами, «пьянейшие из городских пьяниц БРОСИЛИСЬ НА СТАТУЮ АФИНЫ, стоявшую на колонне среди Константиновской площади, И РАЗДРОБИЛИ ЕЕ В МЕЛКИЕ ОСКОЛКИ, потому что этой безумной сволочи пришло в голову, будто она сделана для западных войск» [933:2], с.236.

Таким образом, согласно Хониату, захват Царь-Града в 1204 году сопровождался кощунственным раздроблением статуи Афины. Хониат отрицательно относится к тем, кто испортил статую. Называет их «безумной сволочью».

Если обратиться к падению Трои, описанному «античными» авторами, то мы натолкнемся на буквально тот же случай. Во время взятия Трои «дочь Приама вещая Кассандра, искала спасения в святилище Афины Паллады. Припала Кассандра к статуе Афины, обняв руками изображение богини. Грубо схватил ее Аякс и с такой силой рванул от статуи, что УПАЛА СВЯЩЕННАЯ СТАТУЯ НА ПОЛ ХРАМА И РАЗБИЛАСЬ. Разгневались на Аякса греки, разгневалась и великая богиня. Впоследствии жестоко отомстила она за это Аяксу» [453:1], с.409.

Случай был достаточно знаменит. Ему посвящено много старинных изображений. Очевидно, он произвел глубокое впечатление на современников, рис.1.179рис.1.180рис.1.181рис.1.182рис.1.183рис.1.184. Недаром Хониат расписывает оскорбление «статуи Афины» на целых двух страницах.

Рис.1.179. Пленение Кассандры Аяксом. Настенная роспись из Помпей. Аякс оттаскивает Кассандру от статуи Афины. Взято из [674:2], с.65. См. также [674:1], с.333.

Рис.1.180. Кассандра, преследуемая Аяксом у статуи Афины. Роспись «античной» вазы. Взято из Интернета. Известна также «античная» резьба по камню [524:1], с.652, илл.729.

Рис.1.181. Кассандра, настигнутая Аяксом у ног статуи Афины. Роспись на «античной» вазе. Якобы V век до н.э. Взято из Интернета. См. также в музее Неаполя [524:1], с.651, илл.728.

Рис.1.182. Кассандра, преследуемая Аяксом, у статуи богини Афины. Рисунок на «античной» вазе. Взято из [524:1], с.654, илл.732.

Рис.1.183. Вещая Кассандра и Аякс у статуи Афины в Трое. Рисунок на «античном» бронзовом шлеме. Взято из [674:1], с.183.

Рис.1.184. Аякс и Кассандра у статуи Афины. Роспись на «античной» вазе. Якобы 360-350 годы до н.э. Неаполь. Национальный музей. Взято из [533], т.1, с.626.

Вчитываясь внимательнее в описание Хониата, можно заметить, что Афина предстает у него не как мертвая статуя, а как живая женщина. Возможно, речь шла не о разбитой статуе, а о настоящей женщине. Хониат пишет: «Статуя величиной возвышалась до тридцати футов. На ней была одежда из меди, из которой она была вся отлита… Пояс Арея, охватывая ее стан, стягивал ее довольно сильно… Обнаженная и несколько длинноватая шея имела дивно прелестную форму. Медь была так послушна художнику, что уста статуи, казалось, каждую минуту готовы были издать мелодичный голос. Можно было даже различать направления жил под кожей, изгибы тела, где им следовало быть, складывались так естественно, КАК БУДТО БЫ ВСЕ ОНО БЫЛО ОДУШЕВЛЕНО; так что бездушное изваяние, по-видимому, БЛИСТАЛО ВСЕЙ СВЕЖЕСТЬЮ ЖИЗНИ, очаровывая взоры упоительной красотой» [933:2], с.236.

Кроме того, «античные» авторы приводят и слегка иной вариант мифа об Аяксе, оскорбившем «статую Афины». Сообщается следующее: «Другой Аякс, сын Оилея, осмелился нанести оскорбление прорицательнице Кассандре, дочери Приама, которая укрывалась в храме Минервы (Афины — Авт.). ОН ЗАКЛЮЧИЛ В ОБЪЯТИЯ СТАТУЮ БОГИНИ. За это святотатство Одиссей хотел его убить… Однако БОГИНЯ ОТОМСТИЛА САМА» [524:1], с.658.

Ни «античный» Гомер, ни историки Крестовых Походов XII-XIII веков, не говорят ничего более определенного об участии женщины в Троянской войне, то есть во взятии Царь-Града крестоносцами. Тем не менее, у Гомера много говорится об участии БОГИНИ АФИНЫ в Троянской войне. Именно благодаря ей Троя была наконец взята. Многие другие боги, в том числе Зевс, Аполлон, Марс-Арес, Афродита, противились взятию Трои. Гера и Афина помогали грекам. Но именно воительница Афина принимала непосредственное участие в сражениях и прилагала все усилия, чтобы Троя была взята.

Как мы видели, у Хониата есть некий намек, что Афина была реальной женщиной. Возможно, здесь мы видим след великой княгини Ольги из русских летописей.
[leyka_campaign_form id=»1804″]
Литература:

  • [832] Татищев В.Н. «Собрание сочинений в восьми томах». — Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996.
  • [832:1] Татищев В.Н. «История Российская». Тома 1-3. — Москва, изд-во АСТ, 2003.
  • [453:1] Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции». — Москва, изд-во Олимп, 1998.
  • [524:1] Менар Рене. «Мифология в древнем и современном искусстве». — Минск, Москва, ХАРВЕСТ АСТ, 2000.
  • [933:2] Хониат Никита. «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина». Том 2. Серия: Византийская историческая библиотека. — Рязань, изд-во «Александрия», 2003.
  • [192:1] Грант Р.Г. «Сражения. Незабываемое путешествие сквозь 50 веков сражений». — Перевод с английского издания 2005 года. Москва, изд-во Астрель, АСТ, 2009.
  •  [264] Дюпюи Р.Эрнест и Дюпюи Тревор Н. «Всемирная история войн». Харперская энциклопедия военной истории с комментариями издательства «Полигон». Книга 1: 3500 год до Р.Х. — 1400 год от Р.Х. Книга 2: 1400 год — 1800 год. Санкт-Петербург — Москва, изд-во ПОЛИГОН-АСТ, MCMXCVII, 1997. Перевод с английского: The Harper Encyclopedia of Military History. From 3500 B.C. to the Present. R.Ernest Dupuy and Trevor N.Dupuy. Harper Collins Publishers.
  • [ХРОН 2] А.Т.Фоменко. «МЕТОДЫ.(Математико-статистические методы датировки. Глобальная хронологическая карта. Отождествления древних и средневековых династий. Троянская война в XIII веке н.э. Рим. Греция. Библия. Основные сдвиги в хронологии. Отражение евангельских событий XII века н.э. в римской истории XI века н.э.)». В двух книгах. — М., РИМИС. 2005. Английский перевод: Anatoly T.Fomenko. «History: Fiction or Science?». Chronology 2. — Delamere Publishing, Paris, London, New York, 2005.
  • [1485] Woronowa Tamara, Sterligov Andrej. <<Westeuropa»ische Buchmalerei des 8. bis 16. Jahrhunderts in der Russischen Nationalbibliothek, Sankt Petersburg. (Frankreich. Spanien. England. Deutschland. Italien. Niederlande)>>. — Bechtermu»nz. Genehmigte Lizenzausgabe fu»r Weltbild Verlag GmbH, Augsburg 2000. Germany. 1996 by Editions Parkstone/Aurora, England.
  • [304:1] Иегер Оскар. «Всеобщая история». Тома 1-4. — Издание А.Ф.Маркса. Спб., 1904. Исправленное и дополненное издание. Факсимильно переиздано в 2000 году в Москве, изд-вом АСТ.
  • [59:1] Белявский В.А. «Вавилон легендарный и Вавилон исторический». — Москва, изд-во «Мысль», 1971.
  • [1365:1] Reade Julian. «Assyrian Sculpture». British Museum. — British Museum Press, London, 1983, 1988.
  • [830:1] Тат Жорж. «Крестовые походы». — Москва, изд-ва Олимп, Астрель, АСТ, 2003.
  •  [40:1] Аугусто Джентили, Уильям Бархем, Линда Уайтли. «Лондонская Национальная Галерея». Альбом. Из серии: Великие Музеи Мира. — Москва, изд-во СЛОВО/SLOVO, 2001. Перевод итальянского издания, Magnus Edizioni Spa, Udine, Italia, 2000.
  • [125:0] [Вергилий]. Публий Вергилий Марон. «Буколики. Георгики. Энеида». — Москва, изд-во «Художественная литература», 1971. В серии: Библиотека всемирной литературы. Серия первая, т.6.
  • [196:1] Грейвс Роберт. «Мифы Древней Греции». Книги 1,2. — Москва, изд-во Прогресс-Традиция, 2001. Перевод с английского: Robert Graves. «The Greek Myths».
  • [674:1] [Помпеи]. «Помпеи». Альбом. Авторы: Филиппо Коарелли, Эмидио де Альбентиис, Мария Паола Гвидобальди, Фабрицио Пезандо, Антонио Вароне. — Москва, изд-во СЛОВО/SLOVO, 2002. Отпечатано в Италии.
  • [490:4] «Лицевой летописный свод XVI века». Это — второе полное его издание, последовавшее за факсимильным (которое впервые тоже было издано «Актеоном»), условно названо изд-вом Актеон «народным изданием». Слегка уменьшен формат листов, на внешнем поле каждого листа размещены транслитерация и перевод на современный русский язык. Москва, изд-во АКТЕОН. Издатели: Л.П.Мустафина и Х.Х.Мустафин. 2008-2012 годы.
  • [194] Грегори Мина. «Уффици и Питти. Живопись галерей Флоренции». Альбом. Из серии: Великие Музеи Мира. — Москва, изд-во СЛОВО/SLOVO, 1999. Перевод итальянского издания, Magnus Edizioni Spa, Udine, Italia, 1994, 1996.
  • [459:1] Лависс Э., Рамбо А. «Эпоха крестовых походов». Издание исправленное и дополненное. — Москва, Санкт-Петербург, изд-во «Полигон», 2003.
  • [674:1] [Помпеи]. «Помпеи». Альбом. Авторы: Филиппо Коарелли, Эмидио де Альбентиис, Мария Паола Гвидобальди, Фабрицио Пезандо, Антонио Вароне. — Москва, изд-во СЛОВО/SLOVO, 2002. Отпечатано в Италии.
  • [674:2] [Помпеи]. Сальваторе Наппо. «Помпеи». Альбом. Из серии: «Атлас чудес света». — Москва, Бертельсманн Медиа Москау, 2001. Перевод с английского: Salvatore Ciro Nappo. «Pompeii». White Star S.r.l. 1998, Vercelli, Italy.
  • [533] «Мифы народов мира. Энциклопедия». Тома 1,2. — Москва, изд-во «Советская Энциклопедия», 1980 (том 1), 1982 (том 2).
  • [136] [Виллардуэн] Жоффруа де Виллардуэн. «Завоевание Константинополя». — Москва, Наука, 1993.
  • [729] Робер де Клари. «Завоевание Константинополя». — Москва, Наука, 1986. Английское издание: McNeal E.H. «The Conquest of Constantinople of Robert of Clari». Trans. with Intr. and Notes by E.Holmes McNeal. — N.Y., 1936. Records of Civilization: Sources and Studies. Vol.XXIII. Reprint: N.Y., 1964, 1969.
  • [ХРОН6] Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. «БИБЛЕЙСКАЯ РУСЬ. (Всемирная средневековая Ордынско-Атаманская Империя. Библия. Покорение земли обетованной. Америка. Реформация. Календарь и Пасха)». В четырех книгах. — М., РИМИС, 2004.

 

Источник:

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
Начало Ордынской Руси. ОСНОВАНИЕ РИМА. После Христа. Троянская война.

(Переработанное издание)

Редактор: https://proshloved.ru/avtor

 

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА
Оцените статью
( Пока оценок нет )

https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_разумный

Журнал ПРОШЛОВЕД.
Комментарии: 5
  1. Vélo de montagne

    Generally I do not learn post on blogs, but I wish to say that this write-up very pressured me to take a look at and do it! Your writing style has been amazed me. Thanks, quite great article.
    Вообще я не изучаю посты в блогах, но хочу сказать, что эта запись очень давила на меня, чтобы я посмотрел и сделал это! Ваш стиль письма поразил меня. Спасибо, очень хорошая статья.

    Ответить
  2. best CBD oil

    Hi! I could have sworn I’ve visited this blog before but after going through many of the posts I realized it’s new to me. Anyways, I’m certainly pleased I came across it and I’ll be bookmarking it and checking back often!

    Ответить
  3. best CBD oil

    This is a good tip particularly to those fresh to the blogosphere. Simple but very accurate information… Thanks for sharing this one. A must read article.

    Ответить
  4. Storm damage

    Hi there, I discovered your website by the use of Google even as searching for a similar matter, your website got here up, it appears great. I’ve bookmarked it in my google bookmarks.

    Ответить
  5. next

    I just want to tell you that I’m beginner to weblog and really enjoyed you’re blog site. Almost certainly I’m likely to bookmark your blog . You actually have awesome posts. Thanks a bunch for sharing with us your website page.

    Ответить
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. ОСНОВАНИЕ РИМА. глава 1.§13
А.Т.Фоменко АНТИЧНОСТЬ — ЭТО СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Глава 5.§16
Краткое изложение основ Новой Хронологии Фоменко-Носовского Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика