Глава 3.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.
НОВАЯ ДАТИРОВКА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА, ОПИСАННОГО В АПОКАЛИПСИСЕ.
§3. АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП В АПОКАЛИПСИСЕ.
В Апокалипсисе сказано: “Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и ОТ СЕМИ ДУХОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПЕРЕД (напротив – Авт.) ПРЕСТОЛОМ ЕГО” (Ап. 1:4).(Откр.1:4 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010)
Созвездие Большой Медведицы до сих пор называется во Франции Колесницей ДУШ. Его изображения в виде Колесницы Душ см., например, в средневековой книге Apiani [1013]. Этот старинный рисунок мы приводим ниже, рис.4.11.
Рис.4.11. Отсюда видно, что в средние века по каким-то соображениям созвездие Колесница (левый рисунок) было заменено Большой Медведицей (правый рисунок). Взято из: P.Apianus [1013]. 1524 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.91, илл.53.
ПРЕСТОЛ или ТРОН – это известное созвездие, перед которым как раз и расположена Большая Медведица. См., например, фрагмент звездной карты на рис.3.7. Кстати, в греческом тексте Апокалипсиса вместо синодального “престол” так и стоит “ТРОН” = тронос.
Рис.3.7. Созвездие Трона – теперь Кассиопея – и созвездие Семи Душ – теперь Большая Медведица – около полюса. Взято из [542], с.37.
Апокалипсис говорит: “И от ПРЕСТОЛА исходили молнии и громы и гласы, и СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; И ПЕРЕД ПРЕСТОЛОМ МОРЕ СТЕКЛЯННОЕ, ПОДОБНОЕ КРИСТАЛЛУ” (Ап. 4:5-6).(Откр.4:5-6 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010)
Итак, семь светильников, огненных лампад расположены перед Троном, на котором восседает Бог. “Стеклянное море, подобное кристаллу” – это, по-видимому, небо, на которое смотрит автор Апокалипсиса.
Апокалипсис говорит: “Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос” (Ап. 1:9).(Откр.1:9 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010)
Четко указано место наблюдения – остров Патмос в Средиземном море. Далее, на протяжении всего Апокалипсиса многократно подчеркивается, что звездное небо – основная арена описываемых событий.
[sbscrbr_form]
Апокалипсис говорит: “Я взглянул… И вот, ПРЕСТОЛ СТОЯЛ НА НЕБЕ, и на ПРЕСТОЛЕ БЫЛ СИДЯЩИЙ; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису” (Ап. 4:1-3).(Откр.4.1-3 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010)
Сидящего на Троне, то есть на Престоле, можно увидеть почти на каждой средневековой звездной карте. Например, в Zodiaque explique [544], т.1, с.81, илл.36, на звездных картах А.Дюрера [544], т.4, с.204, на карте Аль-Суфи [544], т.4, с.250, илл.49 и т.д. Мы приводим такие изображения на рис.3.8 и рис.3.9.
Рис.3.8. Созвездие Кассиопеи со старинной звездной карты. Взято из [543], с.70, илл.30.
Рис.3.9. Созвездие Трона с сидящей на нем человеческой фигурой. Взято из книги “Astrognosia” XVI века. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [544], т.1, с.221, илл.60.
На всех этих картах изображена Кассиопея, сидящая на Троне.
Фигура на Троне показана на многих звездных картах XVI века. Она находится среди Млечного Пути. В Апокалипсисе говорится, что вокруг престола идет радуга: “и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду” (Ап. 4:3).(Откр.4:3 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010) Радуга – довольно точный образ для изогнутого дугой на ночном небе светящегося Млечного Пути.
Прямое сравнение “Сидящего на престоле” с драгоценным КАМНЕМ – “видом был подобен камню яспису” – усиливает впечатление, что образы Апокалипсиса взяты со звездного неба. Ведь именно для звезд сравнение со светящимся драгоценными камнями особенно понятно и естественно.
Отождествление созвездия Кассиопеи с Христом, о чем фактически говорит Апокалипсис, иногда явным образом изображалось на средневековых картах. Например, в книге Radinus’а [1361] показан Трон, а на нем распятая (!) “Кассиопея”. Крестом служит спинка Трона, а руки Фигуры ПРИВЯЗАНЫ К ПОПЕРЕЧНОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ КРЕСТА. Но ведь это – очевидный вариант христианского распятия, рис.3.10.
Рис.3.10. Созвездие Кассиопеи. Взято из: Th.Radinus, “Sideralis Abyssus”, 1551 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.267, илл.139.
Царская Фигура на Троне изображена и на египетских звездных картах [1162], [1077]. На рис.3.11 и рис.3.12 мы приводим египетские карты, из которых видно, что египетская символика удивительно близка к европейской. Значит, это была, в общем, одна и та же школа.
Рис.3.11. Египетское звездное северное полушарие. Взято из: Corbinianus [1077]. 1731 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.276, илл.143.
Рис.3.12. Египетское звездное южное полушарие. Взято из: Corbinianus [1077]. 1731 год. См. также [543], с.277, илл.144.
Итак, здесь в Апокалипсисе, по-видимому, описано созвездие Кассиопеи, которое в средние века действительно воспринималось как “звездный образ” Христа (Царя) на Престоле.
Апокалипсис говорит: “И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду” (Ап. 4:3)(Откр.4:3 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010). Смарагд – голубовато-зеленый изумруд, а “радугу” вокруг созвездия Трона вы можете увидеть на любой средневековой звездной карте: созвездие Трона с Сидящим на нем всегда погружено в изогнутую светящуюся полосу Млечного Пути [1162], [1077], [1361].
Апокалипсис говорит: “И вокруг престола ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ престола; а на престолах видел я сидевших ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые ВЕНЦЫ” (Ап. 4:4)(Откр.4:4 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
В любом полном учебнике по астрономии вы прочитаете, что в древности небо разделялось на 24 крыловидные полосы, то есть на 24 меридиональных сектора, сходящихся у полюсов небесной сферы, см., например, [542], с.44 или [544], т.1, с.7, илл.6. Эти секторы называются также ЗВЕЗДНЫМИ ЧАСАМИ или ЧАСАМИ ПРЯМОГО ВОСХОЖДЕНИЯ звезд. 24 часа задают систему координат на небе, что хорошо видно на средневековом изображении небесного глобуса в книге Захария Борнмана, рис.3.13.
Рис.3.13. Древняя астрономия. Взято из: Z.Bornman [1045]. 1596 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.12, илл.3.
Итак, каждый “старец” Апокалипсиса – это, по-видимому, звездный час в экваториальной системе координат. То есть стандартное деление звездного неба в астрономии.
Белые одежды старцев – это просто белый цвет звезд на небе. А что такое Золотые Венцы? Здесь, по-видимому, описано созвездие СЕВЕРНОГО ВЕНЦА, расположенное недалеко от зенита, то есть как раз над головами всех 24 старцев-часов-секторов, рис.3.14.
Рис.3.14. Созвездие Короны = Венца недалеко от полюса. Фрагмент карты 1700 года. Взято из [1160], Tafel 10.1, с.304.
Апокалипсис говорит: “И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади” (Ап. 4:6)(Откр.4:6 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
Описано звездное небо, окружающее созвездие Трона, престола и усыпанное звездами, то есть “очами”. Становится понятным и на первый взгляд странное выражение Апокалипсиса “посреди престола”, то есть в самом созвездии Трона. Выражение относится к звездам, заполняющим, конечно, и сам престол, в виде фона, более мелкой звездной россыпи.
А что такое “четыре животных, исполненных очей”? Это и так уже ясно при первом взгляде на звездную карту. Более того, в следующем пункте Апокалипсиса четко сказано:
“И первое животное было подобно ЛЬВУ, и второе животное подобно ТЕЛЬЦУ, и третье животное ИМЕЛО ЛИЦЕ, КАК ЧЕЛОВЕК, и четвертое животное подобно ОРЛУ ЛЕТЯЩЕМУ” (Ап. 4:7)(Откр.4:7 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
Лев – это известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом осени. См., например, средневековые карты Дюрера и Гринбергера [1162]. См. рис.3.5, рис.3.4, рис.3.15.
Рис.3.5. Созвездия южного неба на звездной карте из Альмагеста Птолемея якобы 1551 года издания. Любопытно, что некоторые фигуры одеты в средневековые костюмы. Взято из: Claudii Ptolemaei [1073]. 1551 год. См. также [543], вклейка между страницами 216-217.
Рис.3.4. Созвездия северного неба на звездной карте из Альмагеста Птолемея якобы 1551 года издания. Обратите внимание, что некоторые фигуры созвездий одеты в средневековые костюмы. Взято из: Claudii Ptolemaei [1073]. 1551 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], вклейка между страницами 216-217.
Рис.3.15. Созвездие Льва. Из книги Grienberger’а [1162]. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [542], с.45, илл.18.
Телец – известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом лета. См. все те же карты Дюрера, Гринбергера, рис.3.16.
Рис.3.16. Созвездие Тельца. Из книги Grienberger’а [1162]. См. также [542], с.45, илл.19.
Животное с лицом человека, то есть Кентавр, – это, очевидно, известное зодиакальное созвездие Стрельца, где Солнце – в начале зимы, рис.3.17.
Рис.3.17. Созвездие Стрельца. Из книги Grienberger’а [1162]. См. также [542], с.46, илл.20.
Животное “подобное орлу летящему”, это не Орел, хотя такое созвездие на небе есть, рис.3.18.
Рис.3.18. Созвездия Орла, Дельфина и Антиноя. Из книги Grienberger’а [1162]. См. также [542], с.47, илл.22.
Скорее всего, это – знаменитый Пегас – животное с крыльями, завершающее указанный выше в Апокалипсисе ряд созвездий. В созвездии Пегаса Солнце оказывается перед началом весны, рис.3.19. Формально Пегас является не зодиакальным, а экваториальным созвездием, однако Пегас почти касается эклиптики между зодиакальными Рыбами и Водолеем. Да и в греческом тексте Апокалипсиса здесь стоит слово, означающее, скорее, млекопитающее, чем птицу [542].
Рис.3.19. Созвездие Пегаса. Из книги Grienberger’а [1162]. См. также [542], с.46, илл.21.
Итак, Апокалипсис четко перечислил четыре узловых созвездия вдоль эклиптики: зодиакальные созвездия Льва, Тельца, Стрельца и “почти зодиакального” Пегаса.
Выделение четырех известных созвездий в вершинах квадрата на эклиптике – это стандартный средневековый астрономический прием. По-видимому, аналогичные четыре созвездия (возможно, другие) поставлены в углах четырехугольного Зодиака на Фивском гороскопе Бругша. См. “Небесный календарь древних”. Такие же четырехугольные Зодиаки изображались и в средневековой Индии [543], с.115.
Итак, четыре созвездия, отмечающие времена года, образуют квадрат или крест. А поскольку всех звездных секторов-крыльев, исходящих из полюса, ровно 24, то каждое из этих животных-созвездий имеет ровно по 6 крыльев-секторов прямого восхождения, то есть имеет вокруг себя 6 “крыльев”. Другими словами, каждое созвездие-животное расположено в области, покрываемой на небесной сфере этими шестью секторами-крыльями.
Замечательно, что все это абсолютно точно описано в Апокалипсисе. Читаем: “И КАЖДОЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖИВОТНЫХ ИМЕЛО ПО ШЕСТИ КРЫЛ ВОКРУГ, А ВНУТРИ ОНИ ИСПОЛНЕНЫ ОЧЕЙ” (Ап. 4:8). Здесь “очи” – это звезды. Кстати, в греческом тексте тут стоит “внутри и кругом” [542].
Животные, внутри и вокруг себя покрытые глазами, “очами”, это, вероятно, созвездия. Ведь именно в таком виде они нарисованы на любой средневековой звездной карте. См., например, карты Дюрера на рис.3.2, рис.3.3, а также карты из Альмагеста на рис.3.5 и рис.3.4.
Рис.3.2. Звездная карта северного полушария, выполненная А.Дюрером якобы в 1527 году. Взято из [90], с.8.
Рис.3.3. Звездная карта южного полушария, выполненная А.Дюрером якобы в 1527 году. Взято из [90], с.9.
Рис.3.4. Созвездия северного неба на звездной карте из Альмагеста Птолемея якобы 1551 года издания. Обратите внимание, что некоторые фигуры созвездий одеты в средневековые костюмы. Взято из: Claudii Ptolemaei [1073]. 1551 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], вклейка между страницами 216-217.
Рис.3.5. Созвездия южного неба на звездной карте из Альмагеста Птолемея якобы 1551 года издания. Любопытно, что некоторые фигуры одеты в средневековые костюмы. Взято из: Claudii Ptolemaei [1073]. 1551 год. См. также [543], вклейка между страницами 216-217.
[leyka_campaign_form id=”1804″] [sbscrbr_form]
В северном умеренном поясе земного шара верхние части крыльев-секторов никогда не заходят, а нижние части, так сказать “колени” старцев-секторов, то опускаются под горизонт, то снова поднимаются над ним. Благодаря этому, каждый звездный час как бы поднимается со своих колен на восточной части горизонта, а затем опускается на колени на западной части. То есть, как бы преклоняясь перед центром своего вращения – северным полюсом неба и созвездием Трона около него.
И опять все это точно описано в Апокалипсисе. Действительно, Апокалипсис говорит: “тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои пред престолом” (Ап. 4:10)(Откр.4:10 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
При ежесуточном вращении на широте Средиземного моря созвездие Северного Венца то поднимается наверх, в зенит, то опускается в северную часть горизонта. Имеется в виду местный зенит, на широте острова Патмос.
Мы не будем продолжать перечисление других созвездий и звезд, упомянутых в Апокалипсисе, поскольку картину уже ясна. См. также [542] и [544].
Итак, в АПОКАЛИПСИСЕ ЯВСТВЕННО ПРИСУТСТВУЕТ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА.
А теперь – самое важное для датировки. Быстрое движение планет – вот что в первую очередь обращало на себя внимание астрономов. Их видимое перемещение по небу неравномерно для наблюдателя. В частности, с точки зрения земного наблюдателя планеты иногда описывают петли на небосводе. Это объясняется простыми геометрическими соображениями. Мы приводим, например, такие петли для Сатурна и Юпитера на рис.3.20 и рис.3.21, а также для Марса – на рис.3.22. Планеты останавливаются, отступают назад, а затем как бы снова бросаются вперед. По-видимому, это и породило в древности их сопоставление с конями, скачущими по хрустальному небесному своду. Неудивительно, что астрономия и астрология использовали этот яркий образ.
Рис.3.20. Петлеобразный путь Сатурна между созвездиями Рака и Льва в 1888 и 1889 годах. Взято из [542], с.12, илл.4.
Рис.3.21. Петлеобразный путь Юпитера по созвездию Стрельца в 1889 году. Взято из [542], с.12, илл.5.
Рис.3.22. Петлеобразный путь Марса по созвездию Девы в 1888 году. Взято из [542], с.13, илл.6.
На рис.3.23 приведены древние галльские монеты, на которых изображены ПЛАНЕТЫ-КОНИ. См. Astronomical Myths. John Blake, 1887. На одной из них – конь со всадником (буква S) перепрыгивает через урну созвездия Водолея. Это созвездие часто изображалось в виде урны или в виде человека с урной, выливающего из нее воду. См., например, средневековую книгу Альбумазара [1004].
Рис.3.23. Древние галльские монеты. Взято из: John Blake, “Astronomical Myths”, 1887 год. См. также [542], с.14, илл.8,9.
На рис.3.23а показан сам трактат Альбумазара.
Рис.3.23a. Астрономическая книга Альбумазара. Арабская миниатюра якобы XIII века. Взято из [768:2], с.117.
На второй монете изображена планета-конь, на спине которого – созвездие Рака. Конь перепрыгивает через созвездие Скорпиона, рис.3.23.
Рис.3.23. Древние галльские монеты. Взято из: John Blake, “Astronomical Myths”, 1887 год. См. также [542], с.14, илл.8,9.
Эти старые монеты ясно указывают на обычай средневековых астрономов, – по крайней мере некоторых из них, – ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ ПЛАНЕТЫ С КОНЯМИ.
Дальнейшее развитие этой символики естественно привело к изображению планет в виде коней, запряженных в колесницы. Например, именно такое изображение Солнца, – включавшегося ранее в число семи планет, – широко использовалось в средние века.
Кони, везущие Солнце, представлены в астрологической книге Иоанна Тесниерио издания 1562 года [1440]. См. рис.3.24.
Рис.3.24. Колесницы Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Взято из: Ioanne Tesnierio [1440]. 1562 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.71, илл.31-37.
Кони, везущие Солнце в колеснице, изображены в астрологическом труде Леопольди якобы 1489 года [1247]. См. рис.3.25.
Рис.3.25. Колесница Солнца. Взято из: Leopoldi [1247]. 1489 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.169, илл.89.
Кони, везущие Солнце, см. в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, рис.3.26 и рис.3.27.
Рис.3.26. Колесницы планет: Солнца, Меркурия, Венеры, Луны. Взято из: Albumasar, “De’ Astru’ Scie’ncia”, 1515 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.240, илл.117-120.
Рис.3.27. Колесниц планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры. Взято из: Albumasar, “De’ Astru’ Scie’ncia”, 1515 год. См. также [543], с.156, илл.78-81.
Кони, везущие планету Марс в колеснице, показаны в книге Иоанна Тесниерио [1440] издания 1562 года, рис.3.24. Марс снабжен здесь своим астрологическим знаком.
Рис.3.24. Колесницы Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Взято из: Ioanne Tesnierio [1440]. 1562 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.71, илл.31-37.
Кони, везущие Марс в колеснице, изображены в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, рис.3.28.
Рис.3.28. Колесницы планет: Марса, Юпитера, Сатурна. Взято из: Albumasar, “De’ Astru’ Scie’ncia”, 1515 год. См. также [543], с.157, илл.82-85.
Иногда коней изображали на самих колесницах, отождествляя, тем самым, колесницы с конями. Так, в книге Альбумазара [1004] показана колесница Юпитера, на огромных колесах которой нарисован скачущий Кентавр, рис.3.28.
Рис.3.28. Колесницы планет: Марса, Юпитера, Сатурна. Взято из: Albumasar, “De’ Astru’ Scie’ncia”, 1515 год. См. также [543], с.157, илл.82-85.
Идея развивалась. Иногда кони везли целые созвездия. В книге Бахараха [1021] издания 1545 года кони везут созвездие Возничего. Подобный же рисунок имеется и в “Астрологии” Радинуса, рис.3.29.
Рис.3.29. Кони везут созвездие Возничего. Из книги Радинуса 1511 года. Взято из [1361]. См. также [543], с.243, илл.125.
Насколько большое значение астрономы придавали скачкам планет, видно из того, что для моментов остановки планет, – то есть между прямым и попятным движениями, – был придуман специальный символ – остановившаяся колесница. Например, к средневековой книге Альбумазара [1004] показаны остановившиеся колесницы всех планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, рис.3.26, рис.3.26а и рис.3.30.
Рис.3.26. Колесницы планет: Солнца, Меркурия, Венеры, Луны. Взято из: Albumasar, “De’ Astru’ Scie’ncia”, 1515 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.240, илл.117-120.
Рис.3.26a. Колесницы планет: Венеры, Марса, Солнца и Юпитера. Взято из [1374], с.62.
Иногда в колесницу впрягались вместо коней какие-либо фантастические животные – грифоны, орлы и т.п. Например, с такими “конями” нарисованы планеты в средневековых книгах Альбумазара [1004] и Иоанна Тесниерио [1440], см. рис.3.24 и рис.3.31.
Рис.3.24. Колесницы Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна. Взято из: Ioanne Tesnierio [1440]. 1562 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.71, илл.31-37.
Рис.3.31. Колесница Сатурна. Взято из: Leopoldi [1247]. 1489 год. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], с.181, илл.92.
На рис.3.32 показана старинная гравюра “Планета Меркурий”. Меркурий едет на колеснице, запряженной двумя птицами.
Рис.3.32. Гравюра якобы XV века. Планета Меркурий в колеснице. “Флорентийская Иллюстрированная Хроника” Мазо Финигьерра (Томазо Финигвера). Взято из [1267], с.17.
Хорошо известно, что дни недели в некоторых языках сопоставлялись с планетами, – так называемая “планетная неделя”. С другой стороны, дни недели часто изображались в виде коней. Когда планета-конь проходит между созвездиями или сквозь них, то созвездия как бы “седлают” его, превращаясь во всадников на конях.
Но вернемся к Апокалипсису.
Апокалипсис говорит: “Я взглянул, и вот, КОНЬ БЕЛЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ ЛУК, И ДАН БЫЛ ЕМУ ВЕНЕЦ; И ВЫШЕЛ ОН КАК ПОБЕДОНОСНЫЙ, И ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ” (Ап. 6:2)(Откр.6:2 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
По-видимому, здесь описана яркая планета-конь, на которой восседает всадник-созвездие с луком. Среди зодиакальных созвездий такое созвездие только одно. Это – Стрелец, рис.3.17.
Рис.3.17. Созвездие Стрельца. Из книги Grienberger’а [1162]. См. также [542], с.46, илл.20.
Конь назван белым. В греческом тексте здесь стоит “ярко-белый”, “блестящий” [542]. В сочетании с характеристикой “победоносный”, – а также с тем, что этот конь выходит первым, – это означает, что здесь, скорее всего, описан Юпитер.
Другой ярко-белой планеты – Венеры – здесь быть не может, так как в Апокалипсисе (12:1) есть указание, что Солнце находится в Деве. Но тогда Венера, никогда не отходящая далеко от Солнца, никак не может оказаться в Стрельце.
Итак, мы получаем, что Юпитер указан в Стрельце.
Апокалипсис говорит: “И вышел другой КОНЬ, РЫЖИЙ (в греческом тексте сказано так: “и ушел туда, по другую сторону, ОГНЕННО-КРАСНЫЙ КОНЬ”, см. [542] – Авт.); И СИДЯЩЕМУ НА НЕМ ДАНО ВЗЯТЬ МИР С ЗЕМЛИ, И ЧТОБЫ УБИВАЛИ ДРУГ ДРУГА; И ДАН ЕМУ БОЛЬШОЙ МЕЧ” (Ап.6:4)(Откр.6:4 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
Здесь описана рыжая, красная планета-конь. Такая планета одна – это Марс. Созвездие с мечом тоже одно – это Персей. Итак, Персей описан в Апокалипсисе как всадник на Марсе. Следовательно, Марс находится в зодиакальных Близнецах или в Тельце, над которыми и висит Персей. См. фрагмент средневековой звездной карты на рис.3.33. Это – карта из Альмагеста Птолемея. Правда, Морозов здесь предлагал считать, что под созвездием Персея находится зодиакальное созвездие Овна [542]. Однако так будет лишь в том случае, если слово “под” понимать по отношению к эклиптике, то есть если проектировать Персея на эклиптику из полюса эклиптики. Но тогда получится, что Персей будет лежать над Марсом в неестественном положении – на спине. Как это хорошо видно на той же средневековой карте, рис.3.33.
Рис.3.33. Созвездия Персея, Близнецов и Тельца на звездной карте из Альмагеста Птолемея. Мы убрали остальные созвездия, чтобы не загромождать рисунок. Взято из: Claudii Ptolemaei Pelusiensis Alexandrini omnia quac extant opera, 1551 год, [1073]. Книгохранилище Пулковской обсерватории. См. также [543], вклейка между стр.216-217.
Скорее, тут речь идет о зодиакальных созвездиях, находящихся под ногами Персея. А это – или Телец или Близнецы. Персей как бы стоит на них. А на Овне лежит спиной, подняв ноги вверх. Кроме того, важно учесть положение местного горизонта наблюдателя. Ведь когда наблюдатель пишет, что Марс находится под Персеем, – то есть Персей был виден над Марсом, – то это, скорее всего, означает, что так они расположены по отношению к местному горизонту. Естественно искать такое астрономическое решение, при котором наблюдатель сможет увидеть Персея над Марсом и по отношению к местному горизонту. Например, где-нибудь в районе Средиземноморья.
Это понимал и сам Морозов. Поскольку при обсуждении одного из найденных им решений, а именно, – решения 1486 года н.э., – он не отмечает никаких несоответствий по Марсу. Хотя Марс находился в указанную им дату – 1 октября 1486 года – не в Овне, а именно в Близнецах.
Резюмируя, получаем, что нужно искать Марс либо в Близнецах, либо в Тельце.
[leyka_campaign_form id=”1804″] [sbscrbr_form]
Апокалипсис говорит: ” Я взглянул, и вот, КОНЬ ВОРОНОЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, ИМЕЮЩИЙ МЕРУ В РУКЕ СВОЕЙ (мера, то есть Весы – Авт.). И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс [хиникс, малая хлебная мера – комментарий синодального перевода] пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай” (Ап. 6:5-6). В синодальном переводе здесь сказано “конь вороной”, но в греческом тексте стоит “темный конь” [542]. По-видимому, это – Меркурий, самая слабо-светящаяся из всех первоначальных планет, каковыми в древности считались лишь Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Меркурий в полном смысле слова планета-невидимка. Кроме того, находясь близко от Солнца, Меркурий виден редко – солнечный свет обычно “гасит” его. Поэтому положение Меркурия в средние века часто определяли с ошибкой.
Динарий – римская монета. Елей – масло. В синодальном переводе сказано: “меру в руке своей”. Согласно греческому тексту, он держит в руке коромысло, весы [542]. Весь стих 6 отчетливо говорит о торговле. Более того, приводятся даже цены на пшеницу и ячмень. Но ведь Меркурий как раз и считался покровителем торговли.
Итак, Меркурий указан в Весах.
Апокалипсис говорит: <<Я взглянул, и вот, КОНЬ БЛЕДНЫЙ, И НА НЕМ ВСАДНИК, КОТОРОМУ ИМЯ “СМЕРТЬ”; И АД СЛЕДОВАЛ ЗА НИМ; И ДАНА ЕМУ ВЛАСТЬ НАД ЧЕТВЕРТОЮ ЧАСТЬЮ ЗЕМЛИ – УМЕРЩВЛЯТЬ МЕЧОМ И ГОЛОДОМ, И МОРОМ И ЗВЕРЯМИ ЗЕМНЫМИ>> (Ап. 6:8)(Откр.6:8 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
В синодальном переводе сказано “конь бледный”, а в греческом тексте стоит “мертвенно-бледный, зеленоватый” [542]. Скорее всего, здесь описана зловещая планета Сатурн. Всадник на нем, имя которому Смерть – это, по-видимому, Скорпион. Попадание Сатурна в Скорпион в средние века считалось крайне зловещим признаком.
В синодальном переводе стоит “и дана ему власть”. В греческом же тексте вместо “ему” поставлено “им”, что еще лучше соответствует паре этих символов смерти [544], т.1, с.46-47, илл.27.
Между прочим, Н.А.Морозов не был первым, кто отождествил четырех знаменитых коней Апокалипсиса с планетами. Идея такого отождествления возникла давно, об этом говорил, например, Э.Ренан [725], с.353. Он считал, что: рыжий конь – Марс (это правильно), черный – Меркурий (тоже правильно), белый – Луна (это уже неправильно) и бледный – Юпитер (тоже неправильно).
Два последних отождествления Ренан никак не аргументировал. И они действительно, как мы видим, не соответствуют описанию Апокалипсиса. Впрочем, Ренан даже не пытался датировать Апокалипсис на основе этой астрономической информации.
Апокалипсис говорит: “И явилось НА НЕБЕ великое знамение: ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ; ПОД НОГАМИ ЕЕ ЛУНА, И НА ГЛАВЕ ЕЕ ВЕНЕЦ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ЗВЕЗД” (Ап. 12:1)(Откр.12:1 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010).
По-видимому, здесь перед нами – картина звездного неба в его обычном средневековом изображении. Названо Солнце в созвездии Девы. Отметим, что Дева – единственная женщина-созвездие на эклиптике. В ногах Девы названа Луна. Прямо над головою Девы, по направлению к зениту, расположено известное созвездие Волос Вероники – венец (венок) из двенадцати звезд. Замечательно, что на любой карте звездного неба вы можете увидеть в созвездии Волос Вероники известное шаровое скопление – “Диадему”, то есть Венец. У него номер 5024/М53 в современной нумерации.
В Апокалипсисе говорится о венце из 12 звезд. Интересно, что стандартное обозначение для шаровых скоплений на звездных картах – это именно венец и именно из 12 звезд, расположенных по окружности. См., например, карты [293].
Итак, Солнце – в Деве, а Луна – в ногах Девы.
Далее в Апокалипсисе сказано: “КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ” (Ап.2:26, 2:28)(Откр.2:26,2:28 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли Венеру. А из зодиакальных созвездий “самым побеждающим” является, конечно, созвездие Льва. То, что “побеждающим” здесь назван именно Лев, прямо следует и из Апокалипсиса: “Вот ЛЕВ от колена Иудина, корень Давидов, ПОБЕДИЛ, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее” (Ап.5:5)(Откр.5:5 Библия; Российское Библейское Общество Москва 2010). Из текста Апокалипсиса ясно видно, что именно этот Лев и есть тот Побеждающий, который в конце концов победил.
ЛИТЕРАТУРА:
- [1013] Apianus P. “Cosmographicus Liber Petri Apiani mathematici studiose collectus”. – Landshutae, impensis P.Apiani, 1524. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [543] Морозов Н.А. “История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика. Пророки”. – М., Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1914.
- [542] Морозов Н.А. “Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса”. – М., 1907. Второе издание в 1910 году (Москва). Английский перевод: Morozov N.A. “The Revelation in Thunder and Storm”. – Northfield, Minn., 1941.
- [544] Морозов Н.А. “Христос. (История человечества в естественно- научном освещении)”. Тома 1-7. – М.-Л., Госиздат, 1924-1932 гг. т.1: 1924 (2-е издание: 1927), т.2: 1926, т.3: 1927, т.4: 1928, т.5: 1929, т.6: 1930, т.7: 1932. (Первый том вышел двумя изданиями: в 1924 и в 1927 годах). В 1998 году, по нашей инициативе, вышло репринтное переиздание этого труда Н.А.Морозова в московском издательстве “Крафт”. Были переизданы все семь томов.
- [1361] Radini (Radinus) Tedeschi. “Sideralis abyssus”. – Luteciae, Impressum opa T.Kees, 1514 (1511 ?). (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1162] Grienberger C. “Catalogus Veteres affixarum longitudiues et latitudines cum novis conferens”. – Rjmae apud B.Zannetum, 1612. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1077] Corbinianus. “Firmamentum Firmianum”. – 1731. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [725] Ренан Э. “Антихрист”. – СПб, 1907. Английское издание: Renan J. <<Renan’s Antichrist>>. – The Scott Library, 1899.
- [293] “Звездные карты северного и южного полушарий”. Издание: “Mapy severni a jizni hvezdne’ oblohy”. – Kartografie Praha. 1971. (Чехословакия).
- [1045] Borman Z. “Astra”. – 1596. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1160] Goss John. “KartenKunst: Die Geschichte der Kartographie”. – Der Deutschen Ausgabe: Georg Westermann Verlag GmbH, Braunschweig 1994. Немецкий перевод с английского издания: Goss John. <<The Mapmaker’s Art. A History of Cartography>>. – Studio Editions Ltd., London.
- [1073] “Claudii Ptolemaei Pelusiensis Alexandrini omnia quac extant opera”, 1551 год.
- [90] Борисовская Н. “Старинные гравированные карты и планы XV-XVIII веков. Космографии, карты земные и небесные, планы, ведуты, баталии. Из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина”. – Москва, изд-во Галактика, 1992.
- [768:2] “Символы. Знаки. (Самые красивые и знаменитые)”. – Энциклопедия. “Мир энциклопедий Аванта+”. Москва, изд-во Астрель, изд-во АСТ, 2006.
- [1440] Tesnierio Ioanne. “Opus Matematicum octolibrum”. – Coloniae Agrippinae, apud J.Birckmannum & W.Richwinum, 1562. (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1374] “Rome Reborn”. The Vatican Library and Renaissance Culture. Edited by Anthony Grafton. – Library of Congress, Washington, Yale University Press, New Haven, London, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vatican City, 1993.
- [1361] Radini (Radinus) Tedeschi. “Sideralis abyssus”. – Luteciae, Impressum opa T.Kees, 1514 (1511 ?). (Книгохранилище Пулковской обсерватории).
- [1247] Leupoldus de Austria. “Compilatio de Astrorum Scientia”, cuts. 1489. Книгохранилище Пулковской обсерватории. Санкт-Петербург.
- [1267] Maso Finiguerra. “A Florentine Picture-Chronicle”. Reproduced from the originals in the British Museum by the Imperial Press, Berlin. – A critical and descriptive text by Sidney Colvin, M.A. Keeper of the prints and drawings of the British Museum. New York, Benjamin Blom Inc. 1970.
ИСТОЧНИК:
А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ
Том I семитомника по новой хронологии в новой редакции 2013-2015 г.г.
РЕДАКТОР:
This site was… how do I say it? Relevant!! Finally I have found something which helped me. Many thanks.
You’ve made some decent points there. I checked on the net for additional information about the issue and found most individuals will go along with your views on this site.
I just want to mention I am just very new to blogging and honestly loved this blog site. Very likely I’m planning to bookmark your site . You amazingly come with remarkable stories. Thanks a lot for sharing your web page.
I love your blog.. very nice colors & theme. Did you design this website yourself or did you hire someone to do it for you? Plz reply as I’m looking to create my own blog and would like to know where u got this from. thanks a lot