Глава 6.
ПОСТРОЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДАТИРОВАНИЯ К СКАЛИГЕРОВСКОЙ ВЕРСИИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ.
§16. СКАЛИГЕР И ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР. СОЗДАНИЕ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНОСТИ В XVI-XVII ВЕКАХ.
Выше мы отметили, что фантомные дубликаты на глобальной хронологической карте обнаружены только ранее “эпохи Скалигера”, но не позднее. Мы снова столкнулись с тем, что время деятельности Скалигера и Петавиуса как-то связано с обнаруженными нами сдвигами в древней хронологии. Напомним, что именно группа Скалигера-Петавиуса придумала “историческую традицию”, легшую в основу современного учебника истории. Оказывается, их версия родилась в тяжелой борьбе, которая велась по хронологическим вопросам (!) в конце XVI – начале XVII века. Более того, оказывается, версия Скалигера была далеко не единственной. Ей противостояли какие-то другие точки зрения, представители которых “проиграли схватку”. Вот, например, сведения о некоторых событиях того бурного времени, эпохи 30-летней войны в Европе, хаоса и анархии.
“Достаточно вспомнить знаменитого хронолога Иозефа Скалигера, ВЫСТУПАВШЕГО ПРОТИВ ГРИГОРИАНСКОЙ РЕФОРМЫ, или великого Коперника, ОТКАЗАВШЕГОСЯ принимать участие в ее подготовке, которая велась уже на Латеранском соборе 1514 г.” [295], с.99. Сейчас считается, будто основным вопросом, обсуждавшимся в связи с реформой, был сдвиг даты равноденствия. Но это только один из многих вопросов, обсуждавшихся при календарной реформе. По-видимому, “новая концепция” Скалигера создавалась в тяжелой борьбе с теми, кто еще помнил правильную историю и протестовал против введения скалигеровской хронологии. Борьба эта, вероятно, отразилась и в удивительной длительности знаменитого Тридентского собора. Он длился, с перерывами, в течение 18 лет (!), с 1545 по 1563 годы. В частности, именно на нем якобы СПОРИЛИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КАНОНА БИБЛЕЙСКИХ КНИГ. Впрочем, может быть, эти споры были позже, в XVII веке, и “задним числом” приписаны Тридентскому собору для придания авторитета решениям, принятым в XVII веке. Подробнее см. “Семь чудес света”, гл.2.
Одним из центров борьбы был так называемый Юлианский период Скалигера. Великий Индиктион – это период в 532 года, который в Византии, как сегодня считается, назывался Индиктионом, а на Западе – Великим Кругом. “Трудно определить с достаточной точностью, когда и где период этот впервые вошел в употребление” [295], с.99.
Предполагается, – хотя оригиналов документов нет, – что Великий Индиктион был известен пасхалистам Никейского собора якобы IV века н.э. [295], с.99. Существует и модификация этого Великого Индиктиона, а именно, период в 7980 лет [295], с.105. Этот цикл также считается “древним”, однако, как внезапно выясняется, <<вышло так, что в науку о хронологии этот древний цикл вошел только в конце XVI в. под названием “Юлианского периода”. И ввел его в научный обиход выдающийся энциклопедист и хронолог… Жозеф Скалигер (1540-1609) в своем трактате “Новый труд по улучшению счета времени”… Труд этот вышел в свет в 1583 г., почти одновременно (! – А.Ф.) с григорианской реформой, принципиальным противником которой ученый (Скалигер – А.Ф.) оставался до конца своей жизни. (В его труде придумана глобальная хронология древнего мира – А.Ф.). Опираясь на труды византийских хронологов… Скалигер настаивал на том, что только Юлианская календарно-хронологическая система может обеспечить непрерывный счет лет в мировой хронологии… ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ, КТО ОЦЕНИЛ ДОСТОИНСТВА ЮЛИАНСКОГО ПЕРИОДА СКАЛИГЕРА, БЫЛ… КЕПЛЕР>> [295], с.106.
Важно выяснить, какую роль играл Кеплер при создании и “научном обосновании” скалигеровской хронологии. “Оценив достоинства”, оказавшись под влиянием Скалигера, и согласившись с декларированной “большой древностью” многих книг и научных документов, астроном Кеплер мог – искренне или нет – участвовать в целенаправленном “улучшении” средневекового астрономического материала. Например, Альмагеста Птолемея. То есть, “приводить его в соответствие” со скалигеровскими датировками. Например, добавить подходящую постоянную величину к долготам звездного каталога, с целью “удревнить” каталог на II век н.э. Как профессиональный астроном, он мог хорошо понимать, что и как нужно для этого делать. См. “Звезды свидетельствуют”, гл.10-11.
Низкий уровень научной критики того времени мы продемонстрировали в главе 1. Вспомним те ненаучные методы борьбы, применявшиеся Скалигером и его сторонниками даже в незначительном вопросе: когда математики XVI века указали ему на грубую ошибку в “рассуждении”, которым Скалигер пытался решить проблему “квадратуры круга”.
Вокруг хронологии Скалигера велась какая-то ожесточенная борьба. “Парадоксальным остается факт, что тот самый период (Скалигера – А.Ф.), без которого не может обходиться астрономия (? – А.Ф.) и хронология наших дней, был признан папой Григорием XIII непригодным для календаря” [295], с.107. Было бы полезно поднять архивы Тридентского собора, – или то, что от них осталось, – и изучить документы, отражающие споры вокруг хронологии Скалигера.
[bestwebsoft_contact_form]
ЛИТЕРАТУРА:
- [295] Зелинский А.Н. “Конструктивные принципы древнерусского календаря”. Сборник “Контекст 1978”. – М., Наука, 1978.
А.Т.Фоменко
ЧИСЛА ПРОТИВ ЛЖИ
Том I семитомника по новой хронологии в новой редакции 2013—2015 г.г.
РЕДАКТОР: