Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ.
Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев.
Разгром Тобольска и раздел его огромных североамериканских владений между романовской Россией
и европейскими колониями на востоке Америки. Возникновение США.
Том 4, книга 1.
Глава 1.
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ И МИЛЛЕРОВСКО-РОМАНОВСКАЯ ВЕРСИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ.
§2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВЕРСИИ РУССКОЙ ИСТОРИИ. ПОЧЕМУ ВСЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ РУССКОЙ ИСТОРИИ – ИНОСТРАНЦЫ.
Выше, следуя Ключевскому [396]Ключевский В.О. “Неопубликованные произведения”. – Москва, Наука. 1983, мы рассказали о первых шагах написания русской истории. Повторим вкратце два момента.
# XVI век – это эпоха обширного летописания. По-видимому, летописи начинали свой рассказ с легенды о венчании Владимира Мономаха венцом византийского императора.
# Напомним, что указом от 3 ноября 1657 года царь Алексей Михайлович повелел дьяку Кудрявцеву продолжать Степенную книгу, прервавшуюся на царствовании Иоанна Грозного. Кудрявцев не смог выполнить царского указа, поскольку НЕ НАШЕЛ НИКАКИХ ИСТОЧНИКОВ ни в царской, ни в патриаршей библиотеках, ни вообще где бы то ни было. Он НЕ НАШЕЛ И САМУ СТЕПЕННУЮ КНИГУ, которую должен был продолжать.
Но как же тогда в 1672 году <<в Посольском приказе была подготовлена “Большая государственная книга, или корень Российских государей” (сокращенно “Титулярник”)>> [473], с.8 Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. “Ключи к тайнам Клио. Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, ономастика, генеалогия”. – М.: Просвещение, 1994, содержавшая помещенные в хронологической последовательности ПОРТРЕТНЫЕ изображения киевских и московских великих князей и царей от Рюрика до Алексея Михайловича включительно? Вдумаемся в то, что здесь нам рассказали. Документов столетней давности найти не смогли. Зато с легкостью нашли якобы 800-летний портрет Рюрика?
И одновременно шла активная работа по проверке и ПЕРЕРАБОТКЕ ЧАСТНЫХ родословных книг [473], с.8Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. “Ключи к тайнам Клио. Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, ономастика, генеалогия”. – М.: Просвещение, 1994. Переработанные книги собрали в официальный источник – “Государев родословец”. Именно в это время, по-видимому, и создали романовскую ОФИЦИАЛЬНУЮ ВЕРСИЮ РУССКОЙ ИСТОРИИ. Недаром в 1674 году выпустили ее ПЕРВОЕ печатное издание, так называемый Синопсис.
Затем, в 1682-1687 годах создали “Бархатную книгу”, содержащую РОДОСЛОВИЯ РУССКОГО БОЯРСТВА И ДВОРЯНСТВА [473], с.8 Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. “Ключи к тайнам Клио. Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, ономастика, генеалогия”. – М.: Просвещение, 1994. Одновременно с этим, в связи с реформами патриарха Никона, ИЗЫМАЛИСЬ КНИГИ для их, якобы, исправления.
ИЗЪЯТИЕ КНИГ проводилось также и при Петре I. Обратите внимание на важный факт. 16 февраля 1722 года <<Петр I издал указ всем епархиям и монастырям “ВЫСЛАТЬ В МОСКВУ, в Синод, находящиеся у них хроники и хронографы, писанные на пергаменте или бумаге”; при этом ЗАПРЕЩАЛОСЬ УТАИВАТЬ ЧТО-ЛИБО и объявлялось, что по снятии с них копий они будут возвращены. Одновременно Синод получил приказание разослать несколько лиц для осмотра и собирания этих рукописей>> [979], с.58 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875.
По-видимому, это была очередная чистка русских библиотек, предпринятая Романовыми для уничтожения подлинных источников по русской истории. Интересно, было ли действительно выполнено обещание “вернуть рукописи”- оригиналы? Неужели Петр I удовлетворился всего лишь копиями, и добросовестно вернул подлинники дальним монастырям? Усомнимся в этом.
Известно, что существующая сегодня “научная” версия русской истории восходит к Татищеву, Шлецеру, Миллеру, Байеру – деятелям второй половины XVIII века. Сообщим краткие сведения обо всех этих лицах.
ТАТИЩЕВ Василий Никитич, 1686-1750, – русский историк, государственный деятель. В 1720-1722 и в 1734-1737 годах управлял казенными заводами на Урале, в 1741-1745 годах был астраханским губернатором [797], с.1303″Советский Энциклопедический Словарь”. – М., Советская Энциклопедия, 1984 . Но, как выясняется, что’ именно писал Татищев, да и вообще, писал ли он о русской истории, – дело темное. См. ниже и [832] Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996, [979] Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875. ]. Портрет В.Н.Татищева приведен на рис.1.1.

БАЙЕР Готлиб Зигфрид, 1694-1738, – немецкий историк, филолог, член Петербургской академии в 1725-1738 годах, “основоположник антинаучной норманской теории” [797] “Советский Энциклопедический Словарь”. – М., Советская Энциклопедия, 1984 , с.100. За 12 лет пребывания в России он ТАК И НЕ ВЫУЧИЛ РУССКОГО ЯЗЫКА [979], с.4 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875 . В.О.Ключевский писал о Байере и Миллере следующее: “Ученые академики-иностранцы взялись за него (за варяжский вопрос – Авт.) поневоле… НЕЗНАКОМЫЕ ИЛИ МАЛО ЗНАКОМЫЕ С ЯЗЫКОМ ЭТОЙ СТРАНЫ И С… ИСТОЧНИКАМИ ЕЕ ИСТОРИИ… Байер… НЕ ЗНАЛ, что… Синопсис – не летописец” [396], с.120 Ключевский В.О. “Неопубликованные произведения”. – Москва, Наука. 1983 .
Поясним, что Синопсис – это первая опубликованная РОМАНОВСКАЯ версия русской истории. НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЛЕТОПИСЬЮ НЕ ИМЕЕТ. Составлен как учебник по русской истории. То, что Байер не отличал его от летописца, показывает – как “хорошо” он разбирался в русских исторических источниках.
МИЛЛЕР Герард Фридрих, 1705-1783, – немецкий историк. В России – с 1725 года. “Собрал коллекцию КОПИЙ (а куда делись оригиналы? – Авт.) документов по русской истории (так называемые портфели Миллера)” [797], с.803 “Советский Энциклопедический Словарь”. – М., Советская Энциклопедия, 1984.
ШЛЕЦЕР Август Людвиг, 1735-1800, – немецкий историк, филолог. На русской службе находился с 1761 по 1767 годы. С 1769 года стал иностранным почетным членом Петербургской Академии Наук. Поскольку он вернулся в Германию в 1768 году [797], с.1511 “Советский Энциклопедический Словарь”. – М., Советская Энциклопедия, 1984. Первым стал заниматься изучением подлинника нашей СТАРЕЙШЕЙ Радзивиловской летописи, то есть знаменитой Повести Временны’х Лет [715], т.2, с.7 “Радзивиловская Летопись. Текст. Исследование. Описание миниатюр”. Факсимильное издание. – Санкт-Петербург, изд-во “Глагол”, Москва, изд-во “Искусство”, 1994 . См. об этом ниже.
Сразу скажем, что Татищева, по-видимому, надо исключить из числа основоположников русской истории. Дело в том, что “История” Татищева, написанная будто бы до Миллера, на самом деле ИСЧЕЗЛА. Сегодня мы имеем, под именем Татищева, ЛИШЬ ТАТИЩЕВСКИЕ “ЧЕРНОВИКИ”, ИЗДАННЫЕ МИЛЛЕРОМ. См. ниже и [832] Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
Правда, уже в XX веке, после революции 1917 года, в ЧАСТНЫХ архивах историки нашли некие рукописи, которые тут же предложили считать вариантами “настоящей” татищевской “Истории”. Однако сами историки признаю’т, что ВСЕ ЭТИ СПИСКИ НАПИСАНЫ РАЗНЫМИ ПОЧЕРКАМИ. Считается, что Татищев их “только правил” и, может быть, вписывал отдельные куски [832], т.1, с.59-70 Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
О том, как Татищев создавал свою “Историю” и почему он не смог ее опубликовать, мы узнаем из воспоминаний Шлецера [979] Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875 . См. также [832]Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 . Сообщается следующее: “В.Н.Татищев… в 1719 г. получил один список Нестора из кабинета Петра (то есть копию Радзивиловской летописи, изготовленную для Петра I в Кенигсберге – Авт.), который он тотчас переписал для себя… в 1720 г… Татищев был командирован в Сибирь… Тут он нашел у одного раскольника очень древний список Нестора. Как он удивился, когда увидел, что он СОВЕРШЕННО ОТЛИЧЕН от прежнего! Он думал, как и я сначала, что существует ТОЛЬКО ОДИН Нестор и одна летопись” [979], с.52-53 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875.
Как думал, так в результате и “получилось”. Ведь сегодня мы имеем фактически ТОЛЬКО ОДИН текст, описывающий историю Древней Руси – это Повесть Временны’х Лет. Остальные тексты, в том числе и подлинные древние, были, по-видимому, просто уничтожены или надежно скрыты.
Цитируем далее. “Татищев мало-помалу собрал десяток списков, по ним и сообщенным ему другим вариантам составил одиннадцатый… В 1739 г. он привез его из Астрахани в Петербург… Он показывал свою рукопись различным лицам; но вместо того, чтобы одобрить его и поддержать, они делали ему СТРАННЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ и старались отклонить его от всего предприятия” [979], с.52-53 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875.
Вскоре Татищева стали подозревать, ни много ни мало, – В ВОЛЬНОДУМСТВЕ И ЕРЕСИ. Пишут так: “Он позволил себе много смелых рассуждений, которые могли навлечь на него еще более опасное подозрение – в ПОЛИТИЧЕСКОМ ВОЛЬНОДУМСТВЕ. Без сомнения, ЭТО БЫЛО ПРИЧИНОЙ, ЧТО ПЕЧАТАНИЕ ЭТОГО 20-ЛЕТНЕГО ТРУДА В 1740 Г. НЕ СОСТОЯЛОСЬ” [979], с.54. Впоследствии Татищев хотел издать свой труд в Англии, но эта попытка не увенчалась успехом [979], c.54 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875.
Таким образом, труд Татищева на самом деле УТРАЧЕН (изъят?) и неизвестно по каким рукописям якобы издан МИЛЛЕРОМ. Считается, будто Миллер издал именно УТРАЧЕННЫЙ ТРУД Татищева, дескать, по его черновикам [832], т.1, с.54 Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996.
<<Миллер пишет… о бывшем в его распоряжении “ХУДОМ” СПИСКЕ… Миллер признавался в том, что не смог исправить “всех описок” рукописи… Миллер в “предуведомлении” к первому тому указал и на СВОЮ ПРАВКУ ТАТИЩЕВСКОГО ТЕКСТА… Все последующие упреки Миллеру повторяли по существу только то, что он сказал в этих предуведомлениях, ТАК КАК НИ ТЕХ РУКОПИСЕЙ [Татищева], КОТОРЫМИ ПОЛЬЗОВАЛСЯ МИЛЛЕР, НИ ДРУГИХ КАКИХ-ЛИБО РУКОПИСЕЙ “ИСТОРИИ” ТАТИЩЕВА НИКТО ИЗ КРИТИКОВ ЕГО ИЗДАНИЯ В РУКАХ НЕ ДЕРЖАЛ, ДА ПЕРВЫЕ (которыми якобы пользовался Миллер – Авт.) ИСЧЕЗЛИ И НЕ ОБНАРУЖЕНЫ ДО СИХ ПОР>> [832], т.1, с.56Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
Далее в [832] приводится суждение <<известного академика и автора знаменитой “Обороны летописи русской” Г.П.Буткова. Бутков писал, что “История” Татищева “ИЗДАНА НЕ С ПОДЛИННИКА, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯН, а с весьма неисправного, худого списка…” И далее что “при печатании сего списка исключены в нем суждения автора, признанные [Миллером] ВОЛЬНЫМИ, и сделаны МНОГИЕ ВЫПУСКИ”. Бутков делал из этого заключение, что теперь НЕЛЬЗЯ ЗНАТЬ, НА КОТОРОМ ВРЕМЕНИ ТАТИЩЕВ ОСТАНОВИЛСЯ, ЧТО ТОЧНО ПРИНАДЛЕЖИТ ЕГО ПЕРУ и по чьей вине в его “Истории” между текстом и примечаниями нередко попадаются “несообразности и противоречия”>> [832], т.1, с.56Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 . Проще говоря, примечания “Татищева” в издании Миллера ПРОТИВОРЕЧАТ ТЕКСТУ.
Более того, миллеровское издание “Татищева” почему-то не содержит первой части его труда, описывающей историю Руси до Рюрика. <<Написанный Татищевым текст первой части “Истории Российской” оказался НЕ ВКЛЮЧЕННЫМ в рукопись 1746 г., где он был ЗАМЕНЕН… лишь кратким изложением содержания этой части>> [832], т.1, с.59 Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
Нельзя не отметить, что Татищев СОВЕРШЕННО НЕ ДОВЕРЯЛ Повести Временны’х Лет, по крайней мере, ее первой части. В “татищевских” рукописях, найденных в XX веке, в частных архивах, прямо написано: “О князех руских старобытных Нестор монах НЕ ДОБРЕ СВЕДОМ БЕ” [832], т.1, с.108 Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 . А верил он, оказывается, баснословным – по мнению современных историков – летописям и сказаниям. Видимо, Татищев понял в подлинной русской истории значительно больше, чем “ему следовало”. Его книгу, видимо, просто уничтожили, самого Татищева объявили вольнодумцем. Но впоследствии, уже после смерти, цинично воспользовались его именем.
Пытаясь “оправдать” Татищева, современный комментатор пишет: “Можно ли обвинять историка первой половины XVIII века в том, что он поверил Иоакимовской летописи, когда даже в наши дни находятся авторы, которые ищут в БАСНОСЛОВНЫХ СКАЗАНИЯХ ростовского Артынова подлинное отражение действительных событий чуть ли не Киевского времени” [832], т.1, с.51Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
Наконец, отметим яркий штрих, усиливающий подозрения и наглядно показывающий, как быстро менялась обстановка вокруг русских исторических источников в XVIII веке. Оказывается, “Татищев пользовался КАК РАЗ ТЕМИ МАТЕРИАЛАМИ, КОТОРЫЕ НЕ СОХРАНИЛИСЬ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ” [832], т.1, с.53Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 . В этом отношении Татищев удивительным образом отличается от Карамзина. Оказывается, “труд Карамзина почти целиком (за исключением Троицкой пергаментной летописи) основан на источниках, СОХРАНИВШИХСЯ В НАШИХ АРХИВАХ” [832], т.1, с.53 Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
И как это удалось Татищеву подобрать для своей “Истории” именно те источники, которые через некоторое время “почему-то” погибнут?
Вот возможное объяснение. Оказывается, Татищев пользовался документами XIV-XVI веков, которые относились к истории Поволжья и Сибири, и при этом “пользовался КАЗАНСКИМИ и АСТРАХАНСКИМИ АРХИВАМИ, НЕ ДОШЕДШИМИ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ” [832], т.1, с.53 Татищев В.Н. “Собрание сочинений в восьми томах”. – Москва, изд-во Ладомир, 1994-1996 .
Мы считаем, что все эти архивы ПРОСТО УНИЧТОЖЕНЫ В XVIII веке, уже после Татищева. Как мы теперь понимаем, поволжские и сибирские источники XIV-XVI веков, вероятно, говорили об истинной истории Руси-Орды. Даже после первых романовских чисток архивов там, видимо, что-то еще сохранялось.
Противоречили скалигеровской и романовской истории. Были уничтожены. Целиком.
Теперь обратимся к фигуре профессора истории и официального историографа в Петербурге при Академии Наук – Г.Ф.Миллера. Миллер получил заказ на написание русской истории. Однако также не смог найти источников по истории Руси в столицах и поэтому, якобы, был вынужден отправиться в путешествие по провинциям, в 1733-1743 годах. Причем, – в Сибирь! Следовательно, имеющиеся сегодня летописи, лежащие в основе нашей истории, “привезены” Миллером, дескать, из Сибири. В то же время хорошо известно, что они носят яркие следы стиля юго-западной Руси.
По возвращении из Сибири Миллер и получил официальную должность историографа. Однако при поступлении на службу ему пришлось дать, выражаясь современном языком, подписку о неразглашении государственной ТАЙНЫ. Об этом сообщает Шлецер: “Миллер говорил о ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАЙНАХ, КОТОРЫМИ ПРИШЛОСЬ БЫ ОВЛАДЕТЬ, ЕСЛИ ЗАНЯТЬСЯ ОБРАБОТКОЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ; но эти тайны доверяются только тому, кто на всю жизнь записывается на русскую службу… Тогда я еще не знал, что МИЛЛЕР САМ СДЕЛАЛ ПОДОБНУЮ ОПЛОШНОСТЬ… И ЛИШИЛ СЕБЯ… ОТСТАВКИ” [979], с.76 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875.
А.Л.Шлецер был нанят Миллером как домашний учитель для его детей, с приглашением принять участие в его, Миллера, исторических и географических трудах. В своих воспоминаниях Шлецер так отзывается об архиве русских летописей, имевшихся в распоряжении Миллера: “Киевская летопись игумена Феодосия и летопись XIII столетия неизвестного автора… были бы большим пособием, если бы были изданы… ибо… [в них] описывается история главнейших вождей и князей, а также говорится ОБ ОБШИРНЕЙШИХ ПРИОБРЕТЕНИЯХ ЗЕМЕЛЬ с древнейших времен” [979], с.46 Шлецер А.Л. “Общественная и частная жизнь Августа Людвига Шлецера, им самим описанная”. – В сер.: Сборник Отд. рус. яз. и словесности Имп. Акад. Наук. т.13. Спб., 1875 .
Шлецер отказался дать обязательство о неразглашении государственной тайны и поэтому НЕ БЫЛ ДОПУЩЕН К АРХИВАМ МИЛЛЕРА. Рукописи, которые Шлецер обработал, он нашел в архивах Академии Наук.
Вся эта картина означает, что привычная нам сегодня концепция русской истории – очень позднего происхождения. Кроме того, оказывается, что современная версия русской истории была выдвинута ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНОСТРАНЦАМИ. С некоторым успехом современные историки демагогически “загораживаются” Татищевым – первым русским историком. Мол, первым был все-таки русский. А о том, что труд Татищева на самом деле УТРАЧЕН и затем неизвестно по каким рукописям издан МИЛЛЕРОМ – обычно не говорят.
Атмосферу романовско-миллеровской исторической школы хорошо передал С.М.Строев. Он писал: “Во всех этих томах видны усилия, стремящиеся к одной цели: доказать, подкреплять, утверждать, распространять ОДНИ И ТЕ ЖЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГИПОТЕЗЫ, – и только от совокупных, долговременных трудов стольких ученых эти гипотезы могли получить тот ВИД ИСТИНЫ, который столько же льстил самолюбию исследователей, сколько и самолюбию читателей… НА ВОЗРАЖЕНИЯ ВАШИ НЕ ОТВЕЧАЮТ возражениями: их забрасывают кучею собственных имен и думают, что эти имена ЗАСТАВЯТ МОЛЧАТЬ, в угоду известному авторитету” [774], с.3-4 Скромненько С. (Строев С.М.). “О недостоверности древней русской истории и ложности мнения касательно древности русских летописей”. – Спб., 1834 .
После нашего анализа русской истории, когда обнаружилось, что версия Байера – Миллера – Шлецера содержит грубейшие ошибки, мы вынуждены совсем по-другому взглянуть на всю их “деятельность”. Возможно, она во многом объясняется тем, что тогда было время известного иностранного засилья на Руси, ОРГАНИЗОВАННОГО ДИНАСТИЕЙ РОМАНОВЫХ. А тогда искажение подлинной русской истории в версии Шлецера – Миллера – Байера получает естественное объяснение как одна из важнейших идеологических задач САМО’Й РОМАНОВСКОЙ ДИНАСТИИ. Приезжие немцы-профессора, попросту, добросовестно исполнили данный им заказ. Был бы заказ другим, написали бы по-иному.
Возникает закономерный вопрос. А где же были русские историки? Почему РУССКАЯ история написана ИНОСТРАНЦАМИ? В каких еще европейских странах ОТЕЧЕСТВЕННУЮ историю писали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНОСТРАНЦЫ?
Всем известен обычно предлагаемый ответ. Мол, русская наука была в то время в зачаточном состоянии и потому пришлось звать просвещенных интеллигентных немцев. Мы же предлагаем другой ответ. Скорее всего, после неудачного опыта с Татищевым, Романовы решили, что для работы с ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТАЙНАМИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ лучше подойдут иностранцы. Они послушнее, языка не знают, русская история им безразлична.
Одним из основных противников Миллера был М.В.Ломоносов. Он, например, утверждал, опираясь на источники, что у славян – не менее древняя история, чем у других народов. В своем “Кратком летописце” он, основываясь на произведениях “античных” авторов, писал: “В начале шестого столетия по Христе Словянское имя весьма распространилось; и могущество сего народа не только во Фракии, в Македонии, в Истрии и в Далмации было страшно; но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много” [493], c. 53 Ломоносов М.В. “Избранные произведения”. Том 2. История, филология, поэзия. – М.: Наука, 1986 .
В начале XIX века в русской истории сформировалось новое “скептическое” направление. Его лидером был профессор М.Т.Каченовский. Суть спорных вопросов хорошо сформулирована в предисловии к книге П.Буткова с красноречивым названием “Оборона летописи Русской, Несторовой, от навета скептиков” [109] Бутков П. “Оборона летописи Русской, Несторовой, от навета скептиков”. – Спб., 1840 .
Оказывается, скептики считали, что ДРЕВНИЕ РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ “ЕСТЬ ПЕСТРАЯ СМЕСЬ БЫЛЕЙ С НЕБЫЛИЦАМИ, основаны будучи на преданиях искаженных, на выдумках, на подлогах, на вставках, на применении к России иноземных происшествий. Короче, скептики хотят, чтобы мы Рюрика, Аскольда, Дира и Олега принимали за мифы; об Игоре же, Ольге, Святославе, Владимире и Ярославе знали бы не более того, сколько эти государи наши известны были иностранцам; а эпоху переселения славян на севере нашем и начало Новгорода не возводили бы выше первой половины XII века” [109], с.ii-iii Бутков П. “Оборона летописи Русской, Несторовой, от навета скептиков”. – Спб., 1840 .
Забегая вперед, отметим, что наша реконструкция русской истории хорошо объясняет, почему русские скептики-критики романовско-миллеровской версии, с одной стороны, говорили о древности славянства, опираясь на “античные” источники, а с другой стороны – упорно возражали против искусственного удревнения русской истории. Это противоречие связано с глубокими хронологическими перекосами во всем здании скалигеровской истории. Оно полностью исчезает после перенесения, согласно новой хронологии, “античности” в средние века.
Закончим этот параграф цитатой, показывающей, что уничтожение древнерусских первоисточников целенаправленно продолжалось и в XVIII, и даже в XIX веках. Речь идет о рукописной библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. “Среди рукописей монастырской книгохранильницы было… три рукописи светского содержания – исторические сочинения: здесь две Палеи и знаменитый Спасо-Ярославский Хронограф. ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ РУКОПИСИ… ИСЧЕЗЛИ ИЗ СПАССКОЙ БИБЛИОТЕКИ В СЕРЕДИНЕ XVIII И В XIX В.” [400], с.76 “Книжные центры Древней Руси XI-XVI вв.” – Спб.: Наука, 1991 .